Все новости
Вернисаж
7 Ноября 2023, 10:15

ЗОВ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

В Национальном музее Республики Башкортостан состоялась персональная выставка пейзажной живописи Эдуарда Юлаевича Басареева «На родной земле», на которой представлено около сорока работ художника.

ЗОВ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
ЗОВ РОДНОЙ ЗЕМЛИ

Автор — Эльвира Каримова

 

Зов родной земли он впервые услышал в раннем детстве, на первых вылазках на природу и на пленэры с отцом — Юлай Басареев, художник-акварелист, был его первым учителем. Учился Эдуард прилежно и углублённо — вначале в уфимской детской художественной школе № 1 г. Уфы, затем в Уфимском училище искусств и в Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова, которую окончил в 2013 году по специальности «театрально-декорационная живопись». Работа в мастерской крупнейшего сценографа, народного художника РБ Рифхата Мухамедовича Арсланова принесла ему неоценимый опыт. Там были созданы сценографические картины на произведения Шекспира, Пушкина, Гёте, М. Карима.
Ещё второкурсником, на практике в Гафурийском районе, созерцая величественную скалу Уклы-Кая («Скала-стрела») — святилище древних народов, он услышал этот зов родины особенно сильно. Именно там к молодому человеку пришло понимание, что башкирский пейзаж, многоликий и прекрасный — это его тема, и развиваться он хочет именно в этом направлении («Уклы-Кая», 2009). «Театральное видение очень помогает видеть пейзаж. Сценограф — это тоже режиссёр, создаёт свою трактовку, свою картину реальности — это уже другое композиционное и символическое мышление», — считает Э. Басареев.
На родине Ахмата Лутфуллина у деревни Ишкулово была написана большая, знаковая работа «На родной земле» (2016). «Природа там особенная, нет живописных отвесных скал и дремучих лесов, только степь, ковыль и холмы, холмы, куда хватает взгляда, уходящие вдаль на десятки километров, тающие в дымке за горизонтом. Летящее ощущение неведомой дали, какой-то бесконечной свободы. Лошади, пасущиеся на равнине, как символ этой свободы. Это словно выход в открытый космос», — говорит Эдуард Юлаевич.
В весенних пейзажах последних лет — «Первые проталины» (2020), «Майский ветер» (2021), «Начало весны» (2020) и других работах художнику хотелось выразить свой детский восторг от первого мартовского солнца, весеннего ветра, доносящего запах пробуждения земли, от бегущих облаков на лазурном небе. Светлое настроение излучает серия пейзажей с видами исторической архитектуры Тобольска, где художник побывал на пленэре в 2022 году.
На выставке также представлены театральные эскизы к опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (2012), передающие драматическую атмосферу «смутного времени». Несколько особняком стоит одна из ранних работ «Натюрморт с Мадонной», 2010, где символизм предметов говорит о бренности жизни, бесконечной цепи рождений и умираний.
Но главенствует на выставке реалистический пейзаж с его органичным единством этюда и картины с экспрессивной образностью ландшафтов, со сдержанной и в то же время сочной палитрой.
Преподавательская работа в ДХШ № 2 не мешает Эдуарду активно искать новые пейзажные находки, возвращаться к своим любимым местам и создавать лишённые слащавой картинности, но полные искренности и лиризма работы, свойственные его поэтической натуре.

ЗОВ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
ЗОВ РОДНОЙ ЗЕМЛИ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: