Все новости
Вернисаж
4 Февраля , 18:35

ЗРЕЛОСТИ ПРИЧАЛ

В Международный день акварели в выставочном зале «Ижад» состоялось открытие персональной выставки акварели заслуженной художницы Республики Башкортостан, члена Союза художников России Лейсан Рахматуллиной. Выставка «На одном дыхании» включала более 70 работ разных периодов творчества, 18 из которых – из собрания БГХМ имени М. В. Нестерова.

ЗРЕЛОСТИ ПРИЧАЛ
ЗРЕЛОСТИ ПРИЧАЛ

Автор — Эльвира Каримова 

 

Поэзия не требует объективного и подробного описания действительности. «Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение», как наглядно объяснил Александр Блок. Удел поэтов — «чувства добрые пробуждать», проникать в душу путём музыкальности и условности, метафор и символов, которые они черпают в этой действительности. Лейсан — зрелый поэт в акварели, самой поэтичной из видов изобразительного искусства. На покрывале влажной бумаги она создаёт поэзию двумя-тремя «цветовыми созвучиями», как назвал это критик и журналист Александр Касымов. На остриях её кистей, зажатых по пяти между пальцами, — вздохи облаков и невесомая дымка горизонта, плеск туманной воды и вдохновенные лики цветов, силуэты людей и деревьев, воздушные пятна зелени и солнечного света — всё дышит и слегка колеблется, «всё течёт, всё изменяется, всё светится и освещает обыденный мир» (А. Касымов).
Используя две-три «цвето-ноты», Лейсан относится к своей палитре, как строгая мать к своим детям: любит, но не балует, именно потому, что сильно любит. Но таково её мастерство в этой особенной технике, совмещающей в себе и графику и живопись, что для «покрывала» стиха хватает и нескольких, спонтанно-внезапных созвучий, соответствующих мимолётному настроению пойманного мига, но содержащих «песчинку вечности». Название работы часто словно начало стихотворения, которое зритель волен закончить по-своему: «Весны пробуждение» (2014), «Августа хлопоты» (2009), «Хурмы букет» (2022), «Полей гордая царица» (2017), «Весны раздолье» (2020), «Солнца гнёздышко» (2004), «Зрелости причал» (2016). Недосказанность включает работу подсознания. Зрелость Лейсан как мастера, для которого акварель — главное дело жизни, проявляется в том, что невероятная лёгкость, ощущение полёта и невесомости, мечтательные и трогательные состояния сердечных глубин находятся в прочном балансе с чёткой осознанностью настоящего момента. Витая в акварельных облаках, она крепко стоит на земле, остро чувствует природу, и её набор ненавязчивых символов — качели, лодка, деревенские ворота, солнечные символы — подсолнухи и многое другое, образно связывает нас с конкретными местами на земле, с родиной, большой и малой. Безмятежная лёгкость достигается ежедневными трудами («акварель любит «пахарей»), профессиональной твёрдостью «мужской руки», которой художница вправе гордиться, как и тридцатилетней борьбой за свою манеру письма, своё видение мира и свой «лёгкий» подход к искусству.
Впечатления неустанно черпаются у многих берегов и «причалов». Сокровенные деревушки Зауралья, русский Север и Онежское озеро («Кижский причал», 2022), где призрачные Кижи проступают сквозь дождевую завесу времени; священный Байкал и горные «причалы» лучезарной Сванетии, островок Тобольского кремля, и, конечно, главный «причал» её детства — аккузевские цветочные луга Илишевского района Башкортостана, куда она возвращается в своих работах (триптих «Берег моего детства», 2014, другие работы). Для каждого места находится строгий, прочувствованный набор эссенциальных цветовых и метафорических взмахов и прикосновений, и она словно следует утверждению М. Волошина о том, что «в акварели, как в стихе, не должно быть ни одного лишнего прикосновения кисти». Для Ольхона, где на камне Шаманка проступает изображение мистического чудища как предупреждение беспечному человечеству, у неё своя «температура» — суровое великолепие «места силы». Покой и подспудный свет — для деревни Темляки, где резные ворота вырастают до «врат вечности» благодаря силуэту крохотной старушки со своей табуреткой возле них, и залитых солнцем качелей детства («Качели» из серии «Зауралье», 2018). Акустическая звонкость, яркое многоголосие — для грузинских гор; тёплое золото — для родных тыкв и подсолнухов-солнышек. Их было нарисовано столько, что у художницы развилась аллергия — было трудно дышать вблизи подсолнечного поля. Такова цена «приближения к солнцу».
На монохромной картине «Посвящение. Лесина последняя весна…» (2020) — внезапный серый, мертвящий холод среди яблоневого цвета, какой бывает в мае во время цветения. Мастера акварели Василия Николаевича Лесина Лейсан считает одним из своих негласных учителей, «главным человеком», пристально вглядываясь в работы которого, она нашла свой художественно-пластический язык. Руководителем диплома на худграфе БГПИ был талантливый художник Зуфар Гаянович Гаянов, которому художница благодарна за поддержку и за слова, что «её и учить не надо, она до всего добирается сама», имея в виду самобытный почерк Лейсан, сумевшей, по его словам, «раскрыть природу, внести своё, новое». Её творчество требует огромной концентрации энергии, душевных импульсов, внимания — акварель не терпит промахов. На подготовку чуда уходит иногда по нескольку часов. «Я всегда должна точно знать результат, но он всё равно будет непредсказуем». Наверное, акварель воспитывает и характер — Лейсан в жизни ответственный, собранный и лёгкий на подъём человек, сильная личность. Для неё, «управляющей» водой в пространстве и времени», как шутит она сама, акварель — это и медитация, и лучший способ отпустить все горести и утраты жизни, терапия сердца. Её искренность трогает, а неожиданные метафоры удивляют — например, ящик оранжевой замороженной хурмы, светящийся на сером (у Лейсан великое разнообразие серого), в другом листе переходит в символ брошенного гнезда, а в третьем фантазия нарисовала бушующую стихию (триптих «Хурмы букет» — «Гнездовье» — «Прибой», 2022).
«Зрелости причал» Лейсан Рахматуллиной широк и освещён лучами мудрости. С него видны новые горизонты, новые путешествия, причалы и берега в их таинственной полупрозрачной акварельной дымке.

ЗРЕЛОСТИ ПРИЧАЛ
ЗРЕЛОСТИ ПРИЧАЛ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в