Все новости
Вернисаж
4 Марта , 12:19

Спектральные миры Ляли Асадуллиной

В ноябре 2023-го в художественной галерее выставочного комплекса «Профсоюз АРТ» уфимского Дома проф­союзов прошла персональная выставка художницы Ляли Асадуллиной «ИСКусство РАдости».

Спектральные миры Ляли Асадуллиной
Спектральные миры Ляли Асадуллиной

Автор — Эльвира Каримова 

 

На экспозиции были представлены, по словам самой художницы, «мировоззренческие работы»: «Было прочитано много книг о душевном и духовном росте каждого человека, о раскрытии его возможностей, значении цвета и в живописи, и в эзотерике — так называемое прохождение по радуге… Такое ощущение, что перед тобой рассыпали огромный пазл сложной картины, и нет эталона для сборки. И только ты должен собрать эти цветные фрагменты в единую мозаику истинной картины мироздания».


Уже в холле Дома профсоюзов, с его мраморной лестницей, с живописным островком тропической зелени и естественным светом, льющимся с неба через стеклянный плафон, попадаешь в атмосферу лёгкости и лирической торжественности. Впечатление усиливается, когда в анфиладах второго этажа происходит встреча с этими картинами — то таящимися в полутени, то утопающими в мягком рассеянном свете. Радужные, прозрачно-тонкие акварельные переливы, словно тихие волны, окружают тебя радостной и медитативной мелодией цвета, особым ритмом абстракций сакральной геометрии, и/негромкой поэзией, помогающей раскрытию образов. «Хочу, чтобы в мозгах произошёл переворот,/И человеки пробудились,/И, оторвавшись от земных хлопот,/На время к звёздам устремились»/.


Основная идея многих картин выставки это «ИСКРА» — «ИСКусствоРАдости» — пробуждение осознанности, тонких душевных вибраций людей, «которые подняли голову к небу». Цвета спектра Ляля использует предельно деликатно и по-акварельному уверенно и нежно, составляет, словно по наитию, свои «спектральные композиции», где план проступает за планом в полифонии цветоформ и их тончайших оттенков — эта техника — воздушная, дышащая, — как нельзя лучше подходит для выражения тонких материй. «Акварель — это средство выражения, наиболее притягательное для меня, — рассказывает художница, — и оно выбрано не случайно. Связь между белой бумагой (а это дерево и земля), и красками («цвет-свет-тьма-огонь») через воду, «носителя информации». Она воздушна. Вот вам и синтез четырёх стихий. В акварели нет каких-либо грубых, вязких, вредных материалов (масло, разбавитель, лак)».
Названия говорят сами за себя: «Умиротворение» (2022), «Вдохновение» (2023), «Достижение» (2023), «Превращение» (2023) и другие картины серии «Отражения души» и более ранних циклов. Захватывающая «Космическая карусель» (2023), завершающая цикл «Микро- и макромиры. Взгляд от микроскопа до телескопа». Начиная от первой картины «Божественная клетка», из одного листа в другой проходит идея единства во всём — структура Цветка жизни и расшифровка по масштабам человека. Во всех произведениях важны моменты самораскрытия — пусть даже на уровне интуиции. Человек несёт в себе свою собственную радугу. Согласно выводам книги Е. Рерих «Сокровенные знания», «в нашей груди мы несём те же самые силы, которые в облаках ведут к светящемуся явлению радуги». Ляля относится к радуге не только как к чудесному небесному явлению, но и как к символу духовного роста человека не имеющему никакого отношения к известному сообществу. По этому поводу в 2014 году ею была написана статья «В защиту радуги», размещённая на сайте художницы artrad. Она строит своеобразный художественный спектроанализ на визуализации чувств, отображении многомерных абстрактных понятий и воззрений в символических цветообразах. Многие картины — аналитические, связанные с точными науками, и эта «красочная геометрия» помогает открыть некие энергетические каналы к осознанности, к «изначальной истине» высших сил, незримо ведущих нас по жизни. «Может быть, моя задача в том, чтобы показать всё это наглядно. Для большей убедительности в картинах есть тексты». Поэзия для неё неотделима от изобразительного искусства.


Асадуллина хорошо владеет акварелью и масляной живописью и в реалистической, традиционной манере, с неё начиналось её самообразование. Очень хороши цветочные композиции; много портретов друзей и известных персон, в том числе президента Путина. В традиционных картинах перед ней стоят другие задачи — показать красоту уже внешнего мира, «ведь природа сама по себе гармонична и не требует ломать формы и изменять цвета, только суметь бы эту красоту изобразить». «Я являюсь частью чего-то большего, здесь я только в гостях и когда-нибудь вернусь домой», — считает она. До недавнего времени ей нравилось называть себя свободным художником, безотносительно к званиям и регалиям. Но с начала 2000‑х благодаря неустанному, вдохновенному труду, активной творческой деятельности, она стала «частью чего-то большего»: ей была оказана честь стать членом Творческого союза художников России и Международной федерации художников при ЮНЕСКО. Состоялись персональные выставки в Израиле; в Париже на экспозиции в составе казанских художников ей была вручена благодарность за пропаганду историко-культурного наследия «Остров‑град Свияжск» в рамках Международного арт-проекта «Татарстанские святыни» (Российский духовный культурный православный центр в Париже, март 2019).


Среди редких наград нельзя не отметить медаль Императорского ордена Святой Анны, вручённую Великой княгиней Марией Владимировной, главой Российского императорского дома (Мадрид, февраль 2022), «в воздаяние заслуг перед отечественной культурой». И в день открытия выставки в Доме профсоюзов была ей вручена медаль от Фонда Общественного признания — «За заслуги в культуре и искусстве». Ляля Асадуллина, нашедшая свой самобытный и трогательный творческий почерк, свой путь в изобразительном искусстве, находится в постоянном поиске и плавно движется по траекториям концептуального «семицветия», открывая зрителю свои спектральные миры. «И находясь лишь в начале пути,/Пытаюсь во всём равновесье найти»/…
Успехов и новых открытий ей в этом поиске!

Спектральные миры Ляли Асадуллиной
Спектральные миры Ляли Асадуллиной
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: