Все новости
Вернисаж
1 Апреля , 14:02

«Башкирская рапсодия» Василя Ханнанова

В феврале этого года от нас ушёл замечательный живописец, заслуженный художник России, народный художник Башкортостана, один из основателей творческой группы «Чингисхан» Василь Ханнанов. Статья была написана для его последней прижизненной выставки, состоявшейся осенью прошлого года в уфимской галерее «Мирас». О выдающемся мастере говорится в настоящем времени, и мы решили оставить её без изменений. Василь и его многообразное творчество живы в сердцах его друзей и поклонников.

«Башкирская рапсодия» Василя Ханнанова
«Башкирская рапсодия» Василя Ханнанова

За эти годы он часто менял творческую манеру, не в силах удержаться в одних рамках: от реализма к абстракциям, от духовных символов Корана вновь к чистому реализму, от него — к умозрительному символизму и так далее. Обновлённый, вновь возвращался к сурам Корана; а восточный орнамент старых ковров стал своеобразной рифмой к есенинской серии «Персидских мотивов» (2013). Для него, основателя творческой группы «Чингисхан» и создателя музея современного искусства в Уфе, согласно бешеной «динамике художнической судьбы», невозможно оставаться в покое одного стиля. Эксперимент, постоянное решение новых задач — его жгучая творческая потребность. Игра с техниками, материалами и стилизацией — непременная составляющая его творчества, и результат неизменно оригинален по форме и глубок по содержанию.


Эстетика того искусства «из бабушкиного сундука», на котором взращены целые поколения, звучит в работах с годами всё ярче. Она, что называется, накладывает отпечаток на работы, т. е. буквально впечатывается народным ладом в символические картины современного толка, становясь равновеликим, иногда главенствующим символом. Полотна набивного ситца, павлопосадские платки, нехитрые деревенские вышивки и вязаные оборки, фрагменты старинных ковров и дорожек словно оживляют своей аурой мрачноватую, иногда просто чёрную геометрию нашего мира. У всякой картины своя мелодия, свой шифр, своя энергетика, идущая от энергии самого материала и его создателя — каждая такая «тряпочка» обладает ею, и такое не купишь в магазине. «Они приходят ко мне сами. Я просто хочу продлить им жизнь, «сохранить, спрятать и сберечь», — говорит художник.


Когда узоры поют свою вековую, смутно знакомую песню в холодном пространстве абстракций или неожиданным образом поддерживают гиперреалистические яблоки, яйца или лимоны, застывшие в полёте, Время резко встаёт на паузу, как в игре «замри-отомри». «Бог — он в паузах между нотами, — напоминает Василь. — В живописи он сокрыт в энергетике между холстом и красками». Вечность и секунда непостижимо уравновешиваются, пока яблоки на фоне цветного платка то ли срываются вниз, то ли, по В. Зеланду, падают в небо. Возможно, этот полёт — траектория «трансерфинга реальности». «Поиски решения по-настоящему серьёзных художественных задач идут через преодоление. Если не будет этого момента преодоления, ничего не получится» (ВХ). Интрига Ханнанова — поставить разум зрителя перед фактом, разбудить. И не столько разум, сколько подспудные чувства, такие как архетипическая память или наши вечные вопросы к мирозданию. Таково и назначение знаменитой ханнановской Коровы: объект — символ мирового масштаба, «у каждого она своя» и решает «локальные проблемы мирового философского уровня».


Картина для него — это афоризм, философская цитата. Это вопрос, поставленный ребром, возглас внезапного прозрения, поэтический сонет. Как бы ни менялись его манера письма, сюжеты и идеи, зритель узнаёт черты знакомой поэтики — строгий, «телеграфный» лаконизм, стремление к совершенству форм и классической пластике, и при том удивительные цветовые тембры, мощные метафоры и сюрреалистические «ходы» с изрядной долей его особой веселой дерзости. И фрагменты фольклорной рапсодии как мелодическая иллюстрация философской идеи. «Невозможно утаить то, что впитал с молоком матери, с окружающей природой, родной речью».

«Башкирская рапсодия» Василя Ханнанова
«Башкирская рапсодия» Василя Ханнанова
Автор:Эльвира Каримова
Читайте нас: