Все новости
Вернисаж
1 Апреля , 13:52

«Многоцветие традиций»: эстафета

Ежегодная республиканская выставка, состоявшаяся в Уфимской художественной галерее, подвела итоги творчества художников Башкортостана в прошлом году. Год педагога и наставника завершился яркой эстафетой поколений – на «Многоцветии традиций – 2023» представлено более 150 работ художников почти всех районов республики. Возрастной диапазон участников был также широк – от ветеранов изобразительного искусства, художников‑педагогов и зрелых мастеров до творческой молодёжи и студентов, впервые пробующих свои силы.

Живопись, как обычно, доминировала, но очень обширно были представлены и графика, и ДПИ, и скульптура. Год выдался плодородным на творчество, изобилие художественных направлений и видов изобразительного искусства, многоцветие сюжетов и тем сделали её по-настоящему праздничной, сияющей всеми гранями талантов. Свой взгляд на результат творчества года высказывают сами участники, представители разных поколений и различных ветвей изобразительного искусства.


— Слово ветерану живописи, заслуженному работнику культуры Владимиру Алексеевичу Панченко, представившему живописный пейзаж «Зеленя» (2023):
— С каждой выставки ухожу с приятным ощущением новизны, и этот год — не исключение. Вижу, что идёт прогресс в нашей живописи, где наблюдаются мировоззренческий вектор движения, философское осмысление времени. Каждый день сейчас приносит волну фактов, событий и эмоций, и художник, порой осмысленно, порой повинуясь интуиции, отзывается сердцем на эти события, иногда опосредованно, на уровне чувств. Растёт мастерство, молодые участвуют в выставочном процессе, для студентов это весомая добавка к учёбе. Растёт и художественная культура молодёжи, философские обобщения соседствуют с чётким отображением духа сегодняшнего дня. Хотелось бы им пожелать разве что более внимательно и чутко относиться к цвету и его сочетаниям. Я лично нахожусь на этапе обобщений, после длительного периода анализа пора бы заняться синтезом. В картине «Зеленя» — обобщённый образ красоты сельского труда, труда хлеборобов. В своём творчестве стараюсь избегать драматических моментов, моё кредо — это гармония. Но жизнь — не только гармония, драматизм нынешней жизни тоже присутствует в картинах.


Драматизмом и светлой грустью пронизан графический триптих «Взгляд внутрь» (цветная линогравюра, 2023) Арины Николаевой, студентки 4 курса УГИИ им. З. Исмагилова. Она специализируется на станковой графике и уже заявила о себе на солидных художественных проектах, таких как II Республиканский конкурс графики им. Э. Саитова, Уфа, 2022; Международный конкурс графики среди молодых художников, Уфа, 2022; Всероссийский конкурс «Молодые художники», Оренбург, 2022; Всероссийская выставка «Молодые художники регионов России», Москва, 2023. «Однажды, гуляя по улице Октябрьской революции, я обратила внимание на дома, где когда-то кипела жизнь, — рассказывает Арина. — Каждое окно в опустевших домах имело свой неповторимый характер, форму, структуру, жизнь и историю. Работая над триптихом, я рассматривала окно как живой организм — со своей красотой, изъянами и особенностями. Хочу, чтобы каждый зритель постарался увидеть внутренний мир изображаемого окна, познакомился с ним поближе. Меня очень порадовало, что на выставке «Многоцветье» были представлены разные направления графики — от акварели до офорта. Это большая честь — экспонироваться рядом с такими профессионалами, как Ольга Самосюк, на чьём творчестве я выросла, а также со своим преподавателем и наставником Димом Камильевичем Губайдуллиным. Графика продолжает активно развиваться в нашей республике».


Представительница декоративно-прикладного искусства, которому был отведён третий зал галереи, мастерица лоскутного шитья, художник-педагог уфимской ДХШ № 2, член Союза художников России Елена Шевченко — автор большого панно «Масленица», вобравшего чуть ли не все оттенки и «ударную силу» красного, поясняет:

— Работа посвящена древнеславянскому празднику Масленицы, самому весёлому, сытному, народному. Это недельный праздник с традициями гуляний, игр, угощений и с непременными блинами, основным его символом. вся информация о нём закодирована в блоках лоскутной геометрии, а в центре — круглый блин, символ солнца. Цветовая гамма выбрана эмоционально, она созвучна жаркому румянцу Масленицы. Панно выполнено в смешанной технике: лоскутное шитьё, ручное ткачество, стёжка тканей, пряжи и войлока. В Год педагога и наставника отмечается стабильное участие в экспозициях художников‑педагогов, это отличный показатель уровня творческого мастерства. Традиции и новаторские поиски объединяются и создают новые художественные ценности. Такие выставки выявляют и поддерживают талантливых мастеров, работающих в различных техниках: керамика, дерево, металл, войлок, эмаль, лоскутное шитьё, батик, авторский костюм — все они представлены на экспозиции.


Амир Минивалеевич Мазитов, заслуженный художник Российской Федерации и республики Башкортостан, декан факультета изобразительных искусств УГИИ, профессор также поделился своими впечатлениями:
— В республике работают мощные, эмоционально очень сильные, чувствующие дыхание времени художники. Молодые приобретают опыт, глядя на старших, и мне нравится, что они поднимают общегуманистические темы, т. е. темы добра и зла, Родины, семьи и материнства, веры, красоты мира. Неисчерпаема тема красоты нашего Башкортостана и темы, связанные с человеком творчества — художником, поэтом, мыслителем, — и все эти вечные темы звучат в новой интерпретации, их язык новый. Молодёжь показывает новые технологии и техники, новые аспекты модернизма присутствуют наряду с реализмом, и это совершенно естественно, потому что сейчас именно такое время. Творить — это убивать саму смерть, на мой взгляд, и продлевать жизнь своими творениями, но это и огромное трудолюбие и жертвенность, нелёгкая ноша. Метафора общей лодки в моей картине «Несущие свет. Художники. Поэты. Музыканты» (2020) — символ единения творцов, плывущих по реке жизни, и каждый несёт свой груз. В то же время, лодка — это символ вечной дороги. Значение творца, его позиция и роль в мире как нельзя актуальны. Я подумал, что именно эта картина может звучать как обобщающий аккорд выставки, как общее начало творцов, некий мост, объединяющий людей».

«Многоцветие традиций»: эстафета
«Многоцветие традиций»: эстафета
Автор:Эльвира Каримова
Читайте нас: