Все новости
Вернисаж
10 Августа , 19:14

Способ познать себя

В Малом выставочном зале Союза художников Республики Башкортостан прошла выставка живописи молодой художницы Гульназ Мирхайдаровой «Начало пути».

Способ познать себя
Способ познать себя

Стоя перед чистым, ещё нетронутым холстом, художник всегда находится в начале пути, полном тайн, прозрений, неожиданных поворотов. Конечно, творческий путь Гульназ начался задолго до этой, второй её персональной выставки — как у многих, он берёт своё начало с первых впечатлений деревенского детства, близких её сердцу. Это первые наблюдения за живой природой на просторах родного Чишминского района, семейные воспоминания, это первое осознанное чувство любви к своему краю, символом которой стала для неё страстная любовь к лошадям, частым героям её картин. Первую значительную награду она получила ещё в художественной гимназии-интернате им. К Давлеткильдеева в 2012 году–это было почётное звание «Юный художник ЮНЕСКО Республики Башкортостан за успехи в изобразительном искусстве». С тех пор, во время и по окончании учёбы на художественном отделении Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова (2019), её работы были отмечены наградами и дипломами на многих престижных выставках республиканского, всероссийского и международного масштабов. Совсем недавно Гульназ стала одним из самых молодых членов Союза художников России.


Послушаем живописца Владимира Загитова, возглавляющего молодёжную секцию в СХ РБ: «Работы Гульназ Мирхайдаровой выдержаны в духе реалистического направления, то есть в традициях института искусств и башкирской школы живописи. Однако реалистические образы интересно трансформируются — она сочетает их со сновидениями и фантазиями, с мечтами и легендами. Очень сильно влияние национального момента, родных корней, которые она тонко чувствует, органично сочетая фантазию с явью. Работы искренние, романтические, и чем больше смотришь, тем более они открываются зрителю, и это показатель хорошего искусства. Присутствует со-творчество, таинственный, проникновенный диалог со зрителем».


«Многослойность» сюжетов, когда образы реальности помещены в прошлое или будущее, временные и пространственные планы проступают один сквозь другой, — отличительная черта изобразительного языка Гульназ, словно продолжающей не только традиции реализма, но и символизма живописи начала ХХ века. Природа — птицы, кони, фрагменты ландшафта — составляет с человеком одно гармоническое целое, поэтому каждая картина — реализованная метафора. Живые лошади выбегают из-под карандаша рисующего мальчика («Материализация», 2023); ветвистые рога оленей образуют крону могучего дерева («Древо вечных оленей», 2023); тень взлетающей цапли превращается в призрачный женский силуэт («Тень цапли. Тайна», 2023). При этом соблюдается хрупкий баланс между условностью и реальностью — в образы веришь. Полны метафоричности и портреты наших корифеев живописи — М. Назарова, Б. Домашникова, А. Лутфуллина. Не всякий зрелый художник возьмётся за такую серьёзную тему и в плане сходства и в плане отражения внутреннего мира этих замечательных личностей, а Гульназ это удалось, и выражено это свободно, образно и смело.


«Искусство — это новый способ познать себя, — говорит художница. — Можно взглянуть на чистый холст замыленным глазом, а можно свежим — боковым или фронтальным зрением… Я пытаюсь найти новые формы, то, что выходит за обычные рамки восприятия. Чтобы человеческий глаз погружался в картину этажами (1,2,3, плоскость и так далее), что способствует размышлению и состоянию внутреннего восторга. Я считаю, что искусство должно открывать новое восприятие мира, новое понимание».

Способ познать себя
Способ познать себя
Автор:Эльвира Каримова
Читайте нас: