Все новости
Вернисаж
8 Сентября , 10:44

Всё равно реализм

Летом хочется писать о лете – подмечать его милые образы и быстротечные перемены, запоминать, «заготавливать» впечатления на долгую зиму. А вот и повод – недавняя персональная выставка живописи и графики Галины Калимуллиной (Дмитриевой) «Слово о родине», состоявшаяся в Уфимской художественной галерее.

Всё равно реализм
Всё равно реализм

Галина Геннадьевна — преподаватель уфимской ДХШ № 2, самобытная художница, представившая сорок работ в техниках гуашь, масло, акварель. Все они очень «летние» — тёплые, живые, яркие и сочные. Много зелёного — растущего, молодого; много и красного — зрелого, спелого, праздничного. Это любимые цвета чувашской народной гаммы — костюмов, тканых дорожек, платков, утвари — краски родной стороны, окружавшие её в деревенском детстве. Вот живёт человек в своём окружении, среди обычных предметов и забот, живёт строго и размеренно. Но случается — взбрыкнётся ему, как молодому бычку от внезапной радости, и всё вокруг пошло скакать и веселиться — кренится дом и карниз с занавесками, пляшет стол, поёт посуда, кони ржут, идут вприсядку стога, хороводят горы-облака («Большая скирда», 2022 и 2024, «Лето», 2009, «Чувашский танец», 2024, другие работы). И вдруг опять настала серьёзность с лёгким призвуком печали, молчание, медитация («Зелёный вечер», 2003, «Матюк», 2024 и другие). Таково первое впечатление от работ Калимуллиной, то слегка взбалмошных, как само лето, по-детски импульсивных, а то строгих и задумчивых. Апофеоз народного праздничного убранства — «Тёсанки», 2022. Всё это воспринимается на уровне эмоций, но давайте поговорим о выставке с коллегой нашего автора, членом СХ России Ольгой Александровной Фоминковой, заместителем директора по учебной работе ДШХ № 2 и мастерицей декоративно-прикладного искусства:


— «Экспозиция цельная, яркая живопись удивительно хорошо пришлась на красные стены галереи. Сама учусь у Галины Геннадьевны композиции, её выверенной естественности, талантливой «сочинённости». Работы жизнеутверждающие, поднимают настроение, обладают образностью, яркостью впечатлений. Знание сельской жизни, крепкая связь с родной землёй, с народной культурой — она словно призывает нас обратиться к малой родине, почувствовать её тепло и колорит. Источником вдохновения служит реальность, она преобразуется в формате холста. Ей присуще плоскостное, народное видение, когда в двухмерном пространстве появляются глубина, объём, динамика, ритм».


Сама Галина называет своё направление «всё равно реализм». Она любит давать необычные названия картинам и очень увлекательно рассказывает о них: «Есть человек — есть история. Колодец… с детства в него заглядывала. Его копала мама. Интересные перестановки вокруг него. Вся жизнь вертелась вокруг колодца, и декорации — занавес гор: я росла на Бугульминско-Белебеевской возвышенности, под Белебеем. Пишу картины с колодцем, а их было много в жизни, и радуюсь: он же бездонный! Другая тема — скирды, возы с сеном, дворы (красные) — большая возможность для композиционных перестановок. Папа — «аттё», увлекался скирдованием, хорошо формировал, иногда делал огромную «скёрть» — мама причитала, жалела коня с возом, не пройдёт в ворота. За всей круговертью я часто наблюдала с горы, на которой издавна, со времён окончания Второй мировой, была выложена надпись «Мы за мир!». Гору так и называли — «Мызамиром». Сейчас эти слова и даты 1945–202… имеют особое значение Победы нашего народа (картина «Мызамир», 2024)… Подолгу жила летом у бабушки в Кармаскалинском районе, где озёра — глаза, распахнутые в небо. Село в 80‑х ещё хранило свою самобытность: свадьбы игрались широко, с песнями, в чувашских национальных нарядах, невесты в уборах и монисто. Дед был агроном, выезжали проведать покосы, поля, по грибы-ягоды, за глиной, за жердями. В детстве удивляли их пчёлы, особенно медогонный аппарат — серебристый, блестящий «платоновский» чудо-механизм».


Однажды девочкой Галина случайно увидела маленькое объявление в газете «Советская Башкирия» о приёме в Уфимскую художественную школу-интернат имени К. Давлеткильдеева (картина «Советская Башкирия», 2023). Это решило её судьбу: шесть лет учёбы в РСХШ и затем шесть лет в Уфимском государственном институте искусств имени З. Исмагилова (1994–2000), а с выпуска и по сей день она сама преподаёт в ДХШ. «Творчеством занимаюсь в стенах школы, дома, на пленэре. В работе мне интересны композиция, согласие размеров, пятен. Движение на плоскости, выход за пределы, возвращение взгляда. Как холст, натянутый на подрамник, так и изображение важно натянуть по краям».


Учителями были такие мастера, как З. Галимова, Ф. Исмагилов, Г. Калитов, З. Гаянов, М. Назаров. От него и сохранился написанный в 2000‑м году замечательный документ, где корифей нашего неоавангарда, мастер композиции даёт характеристику молодому дарованию, называя Галину Дмитриеву талантливым художником, умеющим подчинять себя дисциплине, преданности долгу перед Искусством. «Самоотверженность, рациональность, яркий темперамент её натуры, народность таланта, — писал Михаил Алексеевич Назаров, — дают возможность быть оригинальным художником самоценных произведений… Надеюсь на восхождение её таланта на Олимп Искусства, который будет обеспечен неустанным ростом самообразования и бдением своего Таланта». Эти высокие и искренние слова большого мастера были написаны в его рекомендации на вступление Галины в Союз художников Башкортостана. Надеемся и мы, что всё сбудется! А пока наслаждаемся летом и живым теплом творчества Галины Калимуллиной.

Всё равно реализм
Всё равно реализм
Автор:Эльвира Каримова
Читайте нас: