Марат — фигура, заметная во многих сферах культурной и общественной жизни республики на самых разных городских культурных площадках, хотя по долгу службы он всегда остаётся за кадром. Сейчас он освещает в основном явления и события художественной жизни, выставки изобразительного искусства и творчество наших художников, успевая отобразить все многочисленные культурные мероприятия, на которые так богата республика. Почти десятилетие он работает в масштабном просветительском проекте «Любимые художники Башкирии», и его репортажи — это чёткость, своевременность и художественность подачи материала.
Его профессиональная деятельность берёт начало с 90‑х, с КТК «Шарк», затем он возглавлял работу пресс-службы МЧС и Башэкологии РБ. А гражданская позиция проявилась в сотрудничестве с РОО «Морское Собрание республики Башкортостан», членом которого он является. Знаменательным событием в его творческой жизни явилась рабочая поездка в Республику Крым в апреле 2014‑го, в период его исторического возвращения в лоно родной страны. Порой забавные, порой чуть драматичные, всегда полные светлого настроения, выразительной динамики, непосредственности, эти снимки словно кружатся в ритме знаменитого «Севастопольского вальса». В состав группы входили члены Ассоциации Героев России во главе с командующим ВДВ России В. А. Шамановым. Об этом событии и о славном городе («севастос» с греческого — «высокочтимый, священный») и рассказывает выставка.
Корабли Черноморского флота, где служат и наши земляки, встречи с ветеранами, памятники легендарным событиям и людям — всё изображено в простых деталях, без лишнего пафоса. Замечательны бюст полководца А. В. Суворова и Вечный огонь севастопольского мемориала, где негасимое пламя танцует с порывистым морским ветром. Катера береговой охраны, словно воины в парадной морской форме, в обрамлении тёмных гор бухты; могучее вековое дерево — свидетель больших исторических событий… А главное — счастливые, искренние, светящиеся лица людей — девушек, детей, стариков, передающие атмосферу праздничного настроения жителей, все моряки»; они созвучны мажорной, жизнеутверждающей мелодии, где основная тема — отнюдь не война, а спокойная жизнь под мирным небом, под ритм морского прибоя родного города.
Одно из качеств Сарманаева-фотохудожника — внимание к свету, к его выразительным средствам для создания определённого образа и настроения. Это отметил его коллега, один из ведущих операторов республики и страны Ильдар Бикметов:
— Если художнику для работы необходимы холст и краски, то для фотохудожника главный изобразительный инструмент — это свет. Фотография — это и есть светопись. Независимо от жанра, Марат мастерски использует цветовую и световую палитру, от ярких световых бликов и вспышек до еле заметных полутонов. Умение увидеть в окружающем мире прекрасные мгновения, успеть запечатлеть их дано немногим, а Сарманаев в полной мере обладает этим даром настоящего фотохудожника.
Когда высокое мастерство идёт в одной упряжке с активной гражданской позицией, на фото проявляется ещё более тёплый и выразительный свет, который согревает зрителя и освещает путь. В этом и состоит проСВЕТительская сторона искусства Марата Сарманаева.