Полвека минуло с тех пор, как в октябре 1974‑го по инициативе художника, кандидата педагогических наук Александра Семёновича Рындина на факультете естественных наук открылась кафедра изобразительного искусства, положившая начало славному худграфу. 50 лет — число «золотое», значительное и знаковое не только для преподавателей факультета, студентов и нескольких поколений выпускников, коих число за это время перевалило за две тысячи, и не только для самого университета, украшением которого является худграф, но и для всех неравнодушных к искусству людей — ведь талантливые выходцы из этой аlma mater знамениты во многих областях искусства, образования, культуры и просвещения по стране и за рубежом. Переполненные залы галереи гудели как пчелиный улей. Было много встреч, неожиданных и долгожданных: с однокашниками — художниками многих выпусков и их картинами, со свежими талантами, в которых узнаются традиции факультета, с мастерами-ветеранами, заложившими эти традиции.
Было много поздравлений — от ректора Акмуллинского университета, депутата Госсобрания РБ Салавата Талгатовича Сагитова, а также от бывшего ректора университета, (БГПИ/БГПУ), профессора Раиля Мирваевича Асадуллина, сказавшего, в частности, о школе А. Рындина, Н. Калинушкина, А. Масленникова, Р. Фаткуллина и других педагогов: «Их школа продолжает жить и развиваться в их учениках, многие из которых теперь сами преподаватели, руководители творческих объединений». Он вспомнил, что Р. Г. Кузеев и Э. Ш. Хамитов, стоявшие у истоков факультета, «выдержали в своё время огромную борьбу, доказывая, что открытие худграфа в пединституте необходимо, что республике мало одного института искусств, что должны у нас быть художники-учителя, которые будут и сами творить и готовить детей, сочетая художественную деятельность и педагогическую работу в республике».
Тёплые поздравления были и от коллег из Уфимского государственного института искусств, и от педагогов детских художественных школ и училищ республики, где основной преподавательский состав — выходцы с худграфа. Среди выступавших были такие выпускники, как Марс Лиронович Ахмадуллин, ныне Председатель регионального объединения Союза дизайнеров России, профессор и искусствовед; заслуженный художник РФ и РБ Талгат Хасанович Масалимов, руководитель Центра художественного войлока при факультете, где он в течение тридцати лет был деканом; народный художник РБ, преподаватель факультета, скульптор Владимир Геннадьевич Лобанов и многие другие. Один из «старейшин», преподаватель черчения Ганс Фатхылбаянович Хакимов сравнил сравнил худграф «с лирой, «пробуждающей чувства добрые» и имеющей особый, своеобразный звук».
Действительно, худграф БГПУ занимает особое место в ряду наших вузов. Востребованный и созданный как кузница кадров — учителей рисования, черчения и труда, он незаметно вырос в братство талантливой молодёжи, где вдохновенная кисть уживается с педантичным циркулем, где возрождаются прикладные искусства и появляются новые графические и живописные техники. Этому способствуют и демократичные условия приёма, и многофункциональность и многопрофильность факультета, а ещё — особый заразительный дух творческого студенчества, царящий в стенах с первых лет его образования. Сколько поколений помнят атмосферу старинного корпуса, здания конца ХIХ века с узорной кованой лестницей и гипсовым Аполлоном, покровителем искусств. Помнят театрализованные спектакли с остроумными номерами, где молодые таланты блистали не только в качестве художников, но как артисты и рок-музыканты. Помнят стильный облик, «особенную стать», флёр раскованности и некоторой богемности «худграфьёв», витавший в этих стенах, где в коридорах разгорались горячие споры о литературе, музыке, кино, где в мастерских и библиотеках оставались работать до позднего вечера, и все впечатления и знания выливались потом в самобытные талантливые работы. Помнят пленэры и творческие дачи, педагогическую практику в пионерлагерях, в районных и городских школах республики, куда студенты возвращались потом как преподаватели.
Сейчас факультет состоит из кафедры изобразительного искусства и кафедры дизайна. Нынешний декан худграфа — также его выпускница, кандидат педагогических наук, член Союза дизайнеров России Елена Викторовна Плотникова рассказала о неугасающем интересе к нему молодёжи: «Сейчас наблюдается подъём, большой поток абитуриентов. Пожалуй, наибольшим спросом пользуется кафедра дизайна — более двадцати человек на место. Кафедра разрастается, выпускники работают не только по республике, но и далеко за её пределами, показывают выдающиеся результаты. Кстати, выставка дизайна наших выпускников сейчас проходит в галерее «Ижад». Многие выбирают и декоративно-прикладное и изобразительное искусство и цифровые технологии. В этом году был такой наплыв, что экзамены приходилось принимать в две смены… Недавно мы получили лицензию на новую специальность «Графика» со специализацией «Искусство книги», будем третьими в стране по подготовке этого направления, после РГХПУ имени С. Строганова и Института графики и искусства книги имени В. Фаворского.
Но наш худграф — это не только педагогика, методика, искусство, это ещё и наука. Среди нас есть исследователи, учёные, музейные сотрудники, искусствоведы, они читают лекции, пишут статьи и учебники, поднимают культуру Башкортостана и страны в целом. Мы с уважением вспоминаем педагогов, которым бесконечно благодарны. Именно с них, с их любви к искусству начинался худграф. К нам нельзя остаться равнодушным, многие преподаватели, единожды придя к нам, остаются навсегда, завороженные горящими глазами студентов».
Худграфовцы помнят уже ушедших любимых учителей — Р. Фаткуллина, Э. Фенину, Н. Калинушкина, В. Чикова, А. Габбасова, Ф. Киреева — и многих других, ныне здравствующих, таких как С. Дергун, С. Маджар, Р. Харисов — всех имён не перечислить. Многие из выходцев худграфа работают в областях, смежных со специальностью, — это и заслуженный художник РФ и РБ Айрат Терегулов, директор Башкирского государственного художественного музея имени М. Нестерова, это и редактор журнала «Рампа. Культура Башкортостана», заслуженный художник РБ Игорь Тонконогий, это художник и журналист Хайдар Кульбарисов, это основатель частной «Художки» Глеб Голубев, и создатель Бураевской художественной галереи Ильгиз Харисов, арт-директор студии дизайна Paradox Box Ильшат Байбурин и многие другие — уфимцы и нефтекамцы, сибайцы и стерлитамаковцы, создатели различных творческих школ и организаций. Помимо основной работы они успешно занимаются и собственным творчеством — так силён заряд творческой энергии, полученный со времён учёбы. Имена Рината Харисова, Григория Загвоздкина, Расиха Ахметвалиева, Руслана Нигматуллина, Ирины Гатиной, Рината Миннебаева, Сергея Леликова, Раиса Гаитова и многих других авторов известны далеко за пределами Башкортостана.
В чём же секрет полувековой молодости, харизмы и неповторимого обаяния худграфа? Хайдар Кульбарисов нашёл свою метафорическую версию возникновения этой творческой энергии, вспоминая свой худграфовский опыт, о чём написал в предисловии к юбилейному каталогу родного факультета: «Худграф, несмотря на свой «дворянский» титул, всегда был чужд чванливости, снобизму, высокомерию. Его отличал подлинный демократизм, присущий истинным аристократам. На факультете царила атмосфера доброжелательности, сотворчества и взаимного интереса. Уважением пользовались неординарные в творческом смысле студенты. Трудолюбие было наиболее социально одобряемым качеством. Аудитории и мастерские были и остаются просторными, а вот коридоры были тесными, что способствовало сплочению студенческой массы. Как мы знаем из физики, при столкновении элементарных частиц высвобождается большое количество энергии. Потому и в перерывах между парами, от гулкой кованой лестницы и далее по коридору, мимо деканата и реквизитной, река энергетически заряженных студентов текла туда, куда указывала призывно вскинутая рука гипсового Аполлона, бога света и покровителя муз. И этот путь, прочерченный в пространстве гипсовым божеством не в направлении конкретной аудитории, а скорее в лучезарное будущее, проходил мимо тесного коридорного сегмента, где временами проходили камерные выставки, и именно здесь случалась запруда живой реки… В назначенный год и день мы выпорхнули из стен института, но, кажется, так и не простились с худграфом. Просто коридоры его расширились до размеров городских проспектов и улиц. Ибо не утеряны связи, и бывшие студенты продолжают, встречаясь, высвобождать неизмеримое количество энергии… И реки новых выпускников не обмелеют и понесут свой свет дальше — в школы, в галереи, в тот мир, который без худграфа был бы мрачнее и бледнее».