Все новости
Вернисаж
8 Января , 20:36

«Антропоцен»: воспоминания о будущем

В Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова состоялась выставка произведений заслуженного художника Республики Башкортостан, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, лауреата Государственной молодёжной премии РБ им. Ш. Бабича и Эрарта Премии, преподавателя художественного отделения Уфимского училища искусств Рината Ягфаровича Миннебаева.

«Антропоцен»:  воспоминания о будущем
«Антропоцен»: воспоминания о будущем

Экспозиция разместилась в двух залах музея, она включает 25 работ, созданных за последние двадцать лет, и приурочена к 60‑летнему юбилею художника. Многие произведения из проектов «Геоглифы» (2010–2021), «Underground» (2018–2021), «Ambient» (2013–2024) нам уже хорошо знакомы, а некоторые, из собраний музея и самого автора, зритель увидел впервые.


«ANTHROPOCENE» — так называется выставка — это условный период географического времени для описания новейшего периода «большого ускорения», когда деятельность человека начала оказывать сильное и в основном разрушительное влияние на экосистемы планеты и цивилизации. Пока учёные ломают копья в определении границ этого периода, рассуждая, находимся ли мы одной или двумя ногами в этой тревожной эпохе, оценивают риски и угрозы, Ринат Миннебаев, что давно и усердно «возится в песочнице вечности», неустанно алхимничает. Он месит, кроит, клеит и синтезирует, и сам определяет масштабы и последствия, величины и ракурсы, концепции и оценки. Мыслит категориями тысячелетий, то погружаясь в прошлое, со времён начала миров и сотворения мифов, то представляя документально-фантастические картины постапокалиптического будущего, которое вовсе не выглядит фантастикой. Слишком осязаемо оно в его версиях, на визуальном и даже тактильном уровне (картины рельефны, фактурны, масштабны). Эпидермис многострадальной Земли, взятый с птичьего полёта, пробуждает архетипическую память — так натуральны трещины-кракелюры почв, русла иссохших рек, наплывы пустынь, жабья кожа заболоченных равнин, морщины оврагов — вены, мышцы, организм когда-то цветущего тела планеты.


Холодные «улитки» былых столиц, объёмные графические лего-конструкции мёртвых мегаполисов, среди которых Москва и Париж, Нью-Йорк и Санкт- Петербург, и ещё десятки городов, включая древний Аркаим — столь же документальны, точны по своей «анатомии», как и скелеты его палеонтологических «моделей» — кита, тиранозавра. В этом ему помогают наука, спутниковые карты и собственные впечатления — экспедиции по Сибири и Монголии, по городам Европы, Азии, Америки. Этим летом Ринат опять побывал в Заполярье, в новой экспедиции на Ямал. «Моя экспедиционная юность, вот откуда этот подход. Весь мой этнографический и археологический бэкграунд — общение с интересными людьми, обозрение природных больших пространств разных мест помогли создать новый жанр пейзажа, который мы наблюдаем не с соседнего холма, не с высоты небоскрёба, а фронтально, с высоты птичьего полёта. Карты Google Map помогли тому, что можно путешествовать по всему миру, по всем осям пространства и времени».


Искусствовед и куратор проектов музея современного искусства Эрарта (С.-Петербург) Владимир Назанский назвал Миннебаева «смотрителем времени», отмечая его «археологическое видение мира»: «Ринат — художник, наделённый особым чувством истории, он легко перемещается по древу времени от самых ранних архаических пластов». Воспоминания о прошлом и будущем в его восприятии — это не просто мрачные предзнаменования наблюдателя-путешественника во времени за самоуничтожением биосферы. Сама достоверность этих панно, созданных с любовью и заботливым вниманием к Земле, к её формам и линиям, к «человеческому» цвету (терракота, жёлтая охра, умбра и сиена), к земле, прекрасной даже в безжизненном состоянии, — остро драматична. «Исторический и экологический пафос работ Миннебаева звучит торжественно и значительно», — отмечает В. Назанский.


Экология — философия нового тысячелетия, и проблемы окружающей среды с годами встают всё острее, опасность нарастает с чудовищной быстротой. Реакция Рината — применение бумаги авторского литья, вторая жизнь материалов, ресайклинг, внедрённые в высокое искусство. Колдовство со слоями разноцветной макулатуры, шпаклёвкой и ПВХ, иногда с пропиткой нефтью, создало ещё одну удивительную авторскую технику, апофеозом которой стала трёхчастная композиция «Rex II» (2024) огромного размера — 3х5 метров. «Сейчас хочу отойти от темы геоглифов, она уже достаточно выработана; осваиваю новые технологии, ищу способы облегчить вес панно, придумываю ноу-хау, — рассказывает Ринат. — С современниками надо говорить на современном языке, иначе будет скучно, а как известно, все сценарии хороши, кроме скучных». Отсюда и сумасшедшая игра с форматами макро-и микромира, от гигантских дактилоскопических отпечатков до кита почти в натуральную величину, отсюда кропотливые поиски новых объёмов и рельефов, новых форм. В последние годы графическая монохромность работ стала насыщаться красочностью, где смачно замешанный цветовой «шум» многочисленных бумажных слоёв (включая обрывки ярких глянцевых журналов, квитанций, газет, фотографий) точно характеризует нашу эпоху и создаёт неподражаемые живописные эффекты, экспрессивность модерна, этакий «куриный фарш» продуктов цивилизации. Ринат умеет эпатировать, но делает это деликатно, опосредованно, изящно.


В блестяще подобранной экспозиции много неожиданных экспонатов — скульптурные артефакты «Последний единорог» (2014),«Инициация» (2015) и даже видеопроект-реконструкция. «Лицо уфимской национальности» — обобщённый антропологический портрет жителя Уфы, крупнейшего мегаполиса на границе Европы и Азии.


Татьяна Николаевна Капина, кандидат искусствоведения, научный сотрудник БГХМ им. М. В. Нестерова и куратор выставки, провела подробный анализ искусства Рината Миннебаева и выделила основные черты творческого лица этого «одного из самых заметных и значительных уфимских художников»: «Это интеллектуальная составляющая, продуманность концепций, многообразие технических решений и стремительность эволюции художественного языка. В арсенале профессионального мастерства Рината Миннебаева — успешный опыт в области печатной графики, ассамбляжей, артобъектов, видеоарта, фотографии. Во многом узнаваемыми стали его монументальные работы из бумаги авторского литья, представляющие собой гибридный вариант графики, живописи, рельефа и архитектурного макета… Творчество Миннебаева-исследователя свидетельствует о неустанных поисках собственной интерпретации настоящего и будущего мира».

«Антропоцен»:  воспоминания о будущем
«Антропоцен»: воспоминания о будущем
Автор:Эльвира Каримова
Читайте нас: