Все новости
Вернисаж
8 Января , 20:43

Пространство и горизонты графики

Нельзя сказать, что графике в республике уделялось мало внимания: с 1998 года проводились выставки акварели «Акварельная весна», с 1995 — триеннале печатной графики (ставшая с 2001 международной и собиравшая в свои экспозиции работы художников до 50 стран мира), где-то в середине 2010‑х организовывалась небольшая выставка рисунка. Но со временем всё реже и реже стали проводиться акварельные выставки, в 2022 завершился крупный проект международной триеннале печатной графики. А последняя специализированная республиканская выставка, в экспозиции которой были бы представлены все графические виды и техники, и вовсе датируется началом 1990‑х.

Пространство и горизонты графики
Пространство и горизонты графики

И вот, наконец, спустя пару десятилетий, выставка графики, открывшаяся в ноябре в Уфимской художественной галерее, представила около 130 листов свыше ста авторов из разных городов республики. Экспозиция чётко структурирована: эстамп, акварель, пастель, рисунок, книжная и даже компьютерная графика (digital print) заполнили залы отдельными блоками — так и зрителю легче ориентироваться в графических техниках, и авторы имеют возможность оценить свои работы в общем контексте той или иной техники. Для молодых художников, участвующих в большом выставочном проекте, это особенно важно — редкий случай увидеть свои работы рядом с работами мастеров, познакомиться с новыми техническими приёмами и тенденциями современной графики, но главное — понять уровень собственного творчества, задуматься о перспективах его развития. Тем и хороши дифференцированные выставки, что на их экспозициях ярче высвечиваются видовые характеристики приемов, креативные эксперименты, технические находки, расширяющие возможности графики — искусства довольно условного в специфике изобразительного языка. Для специалистов же это — редкая возможность отследить состояние графических видов и техник на данном этапе, проанализировать, а возможно, даже и спрогнозировать пути развития современной графики.


В сравнении с другими разделами выставки блок «Печатная графика» получился более расширенным — 60 графических листов в самых разнообразных техниках: линогравюра, гравюра на фанере, литография, офорт и акватинта, монотипия, гравюра на картоне, смешанные техники. Всего лет десять назад в разделе печатной графики в общих выставках насчитывалось 5–7 авторов. Сегодня эстамп представлен двумя десятками имён! Основной костяк, конечно, составили мастера, чьё творчество сформировалось уже в 1990‑х — в экспозицию вошли цветной и сложный наборный офорт с акватинтой О. А. Самосюк, и чёрно-белые линогравюры Ф. Х. Шагабутдинова, Т. Х. Масалимова, А. Р. Терегулова, С. М. Гилязетдинова. Высокопрофессиональные в исполнительском мастерстве, разные по тематике и жанрам, стилистике и степени обобщения визуального материала, они не просто «держат экспозицию», а задают тон графическому пространству зала эстампов. Встреча с работами мастеров, в выставочном багаже которых — десятки (а у некоторых и сотни!) российских и международных конкурсов, дипломов и премий, — уже сама по себе огромная школа для молодых графиков!


А молодёжь у нас талантливая и внимательная. На мир они, возможно, смотрят чуть с другого ракурса, и потому часто более лаконичны в художественном языке, но темы, следуя примеру мастеров, поднимают разные и жанры, соответственно темам, тоже. Когда-то, в пору соцреализма, графика не просто слыла актуальным искусством, способным реагировать на проблемы дня, но и активно привлекалась в качестве такового. Графика и сегодня не потеряла этой своей функции. Время всё расставило на свои места. И то, в чём модно было упрекать графику в постсоветский период (идеологический подтекст, проблемы социума), сегодня само собой входит в пространство графических листов — графика не избегает сегодняшней проблематики, ей не чужды сегодняшние тревоги о мире и его будущем. Вот и зритель застывает при входе в зал возле работы А. Новосёлова «Колонна» и листов Р. Сайфуллина «Ответь мне, Господи» и «Януш Корчак». Они разные по подходу к трактовке тем. Отпечатанная в два цвета линогравюра Новосёлова с горизонтальной композицией вытянутой в струну войсковой колонной выстроена на пятне, лаконична, плоскостна, лишена детализации, подобно короткому командирскому приказу. Листы Сайфуллина — неспешные размышления о Боге и о Подвиге, выполненные в реалистической стилистике с подробной детализацией света и тени, базируются на тонкой линеарности. Но и то, и другое выразительно и эмоционально.


Молодёжь в этой экспозиции демонстрирует чудеса изобретательности, наделяя графику (язык которой в принципе очень условен), световыми эффектами, умело противопоставляя плоскости чёрного пятна просветы белого (как проблески или вспышки света). Именно это происходит в серии «Между светом и тенью» В. Б. Мелкоедовой и в работе «Панелька» А. Д. Николаевой. А вот белый в цветных линогравюрах серии «Дома» Николаевой уже играет роль не света, но цвета. Замечу попутно, что листы и Мелкоедовой, и Николаевой лаконичны, визуально чрезвычайно просты, но с ясно читаемым содержательным подтекстом. Печать точная, чистая, с широким диапазоном штрихового разнообразия, с пониманием культуры графического листа.


Изобретательна в техническом отношении (смешанная техника), серия А. С. Гилязетдинова — эффектные, на чёрном фоне цветные прялки похожи на некие символы старого быта. Они как-то особенно эстетичны, свидетельствуют о хорошем вкусе автора, равно как и об экспериментах в области графических техник.


А вот пейзажи «Калим-Ускан» и «Куш-Тау» Д. В. Данилиной в своей стилистике и техническом исполнении представляют другую линию графики — хорошую традиционную школу отечественной линогравюры.
В целом раздел эстампа разнообразен, выглядит крепким и профессиональным. Одно печалит — при наличии литографских камней в Уфимском училище искусств (позавидовать этому обстоятельству, между прочим, могут многие творческие учебные заведения!) литография представлена слабо. С уходом из жизни мастера Р. Р. Маглиева литография в республике как-то сильно сдала свои позиции. И дело, наверное, не в отсутствии пары необходимых единиц в штатном расписании литографской мастерской (хотя прискорбно, конечно, что учебное заведение мало озабочено этой проблемой), а в том, что нет лидера — мастера литографии, за которым потянулись бы студенты, чьи работы могли бы помочь понять возможности литографского камня, заразить экспериментами, например, в меццо-литографии, или вообще жаждой поиска новых возможностей в старой технике. Но на общем фоне раздела печатной графики эта внутривидовая проблема зрителю, по счастью, не видна.

Пространство и горизонты графики
Пространство и горизонты графики
Автор:Ирина Оськина, искусствовед
Читайте нас: