Нужно дыханье кураю
Нужно, чтоб в теле батыра Мощь клокотала, играя.
(Из башкирского эпоса)
Произведения Ильдара Ганиева, представленные в новом выставочном зале издательства «Китап», — своеобразное изобразительное эхо уникальных памятников устного народного творчества, проникнутое лиризмом и в то же время эпической мощью, монументальностью. У жителей Башкортостана и за её пределами на слуху знаменитый эпос «Урал-батыр», но не многие из широкой публики были знакомы с мотивами сказаний, вытекающими, подобно тонким родникам, из основного источника-сюжета, которые были авторски осмыслены художником и переданы зрителю бережно, ёмко и оригинально. Поэтические истории «Кунгыр-буга», «Алпамыша», «Кузыйкурпяс и Маянхылу» повествуют о любви и преданности, о духовной красоте героев. Они описывают быт и культуру башкирского народа, великолепную природу, верность незыблемым моральным ценностям, стойкость духа и одарённость души. Особенно важно это для знакомства молодого поколения с богатством и разнообразием культурного наследия республики. Впрочем, выставка стала открытием для зрителей разных поколений. Картины сопровождены текстами, где кратко изложено содержание эпосов на башкирском и русском языках.
— Эпос — универсальный проводник для самопознания, для философского осмысления действительности и мироздания. Народные сказители-сэсэны в своих кубаирах в разные эпохи напевали их, адаптируя эти истории под своё время, насыщая сказания новыми деталями и смыслами, и поэтому эпос — это живой инструмент с уникальным звучанием, — рассказывает художник. — Воспринимаемые на уровне образов, эти легенды живут в веках, потому что сами они жизнеутверждающие, и, несмотря на разные интерпретации, в них заложены все основные, фундаментальные ценности народов, и всё держится на них. Это бесконечная, неисчерпаемая тема.
Сам Ильдар описывает события легенд современным языком — его живопись и графические работы (пастель, соус, уголь) сочетают академическую манеру письма, выдающую выпускника Уфимской государственной академии искусств (ныне УГИИ имени Загира Исмагилова), с собственными художественными поисками, использование декоративных элементов — позолоты, рельефной живописи, народной орнаментальности. В начале творческого пути он позиционировал себя как график. Его учителем на протяжении шести лет был замечательный мастер графики Камиль Губаевич Губайдуллин, от которого молодой художник многое почерпнул для собственного изобразительного языка. «Я был потрясён богатством его образов, удивлён композиционному видению, огромному художественному миру», — вспоминает Ильдар.
Живопись самого Ганиева так же графична, строжайшим образом отобраны детали и цветовые созвучия. Эссенциальный лаконизм поэзии цвета и музыкальность ритмических повторов (силуэты седых гор, ход быков, полёт гусей, ритм облаков на густом, плотном фоне «темноты древних веков») сообщают полотнам напевность кубаира, говорят о цикличности жизни и дополняют систему символов, окружающих героя. Картины не иллюстрируют какую-то одну конкретную сцену, а подобно тому, как целый мир отражается в капле росы, отображают общую художественную идею произведения. Они сценичны — фронтальная композиция, как театральное действо, где кулисы сцены, как в картине «Мелодии Алпамыша» (2022) — это земная твердь гор, на которой угадываются силуэты образов пещеры Шульган-таш и фактура уральских камней. Лица героев и очертания животных даны в реалистическом ключе, но скупые детали подчёркивают символизм. Рога реалистических коров, позолоченные поталью — словно тонкие чаши, «собирающие свет звёзд», золотые антенны, связующие земное и небесное («Сон Тандысы», 2022, эпос «Кунгыр-буга). Сами образы животных, что присутствуют почти на всех картинах этого цикла, очень символичны. Корова бурой масти — символ плодородия, счастья и благополучия — приводит героиню Тандысу к отчему дому, и на пути к нему, скитаясь по горам, лесам и полям, она слагает песни каждой травинке, каждому зверю и птице, воспевая величественную природу родного края. Рога оленя — символ родового тополя Сук-тиряк; легендарный конь Куктулпар — символ взлёта героического духа, пара лебедей — символ любви и верности, другие животные и птицы — неотъемлемая часть Матери-природы, напоминание о том, насколько современный человек оторван от неё, призыв к возвращению к корням.
Часть экспозиции — это пейзажи уральских гор, из серии «Камни Урала» (2022/23). Их форма и цвет словно вобрали все стихии — бирюзу воды, охру земли, лазурь неба. Камни старых Уральских гор являются нашим историческим кодом, это сгустки энергии прежних веков. Уроженец «южных ворот» Урала, Ильдар провёл своё детство в Кумертау, и там, а также на родине отца, в деревне бабая в Зианчуринском районе, сызмальства впитывал эту красоту гор, энергетику камня, бальзамическую горечь и мёд степного разнотравья.
— Нам повезло родиться здесь, в этих краях, в окружении прекрасной древней природы, — говорит художник, — а малая родина потому и называется малой, что она греет тебя, даёт силы двигаться вперёд, храня память о ней.
Ильдар вспоминает, что идея написать картины по мотивам эпосов пришла к нему во время пандемии, когда все мы оказались в изоляционном вакууме, но весь предыдущий жизненный и творческий опыт вёл к этому проекту. Сейчас художник тесно общается с историками, этнографами и археологами, по долгу службы и зову сердца, и значит, путь новых открытий для него продолжается.