Он автор успешно реализованных грантов, организатор и соавтор выставки «Две Отечественные войны 1812–1814 гг.», которая экспонировалась на Республиканском фестивале военно-исторической реконструкции «Три войны — ради Родины, чести и славы», и других проектов. Соавтор книг «И Париж видали мы» (Уфа, Китап, 2012), «Вклад Башкирии в победу России в Отечественной войне 1812 года» (Уфа, Китап, 2012) и других книг. На выставке представлены также его иллюстрации по эпосу «Урал-батыр», к книгам Дж. Лондона, З. Биишевой, к башкирским сказкам и другие экспонаты.
Гордые всадники в старинных одеждах гарцуют на горячих скакунах, несутся в бой или отдыхают в момент затишья. Прекрасные кони взвиваются на дыбы, грозно бьют копытами, воины полны бешеной экспрессии, живого движения, схваченные с невероятных ракурсов. Сами картины, созданные по всем законам военной романтики, смотрятся совершенно реалистично — амуниция и одежды персонажей, их выразительные, очень достоверные лица (это лица реальных людей, близких и друзей художника). Одежда персонажей детализирована и тоже вызывает доверие к аутентичности костюмов и экипировки. Небольшие пейзажные акценты дополняют антураж и делают картину одновременно и захватывающей и документальной.
Таковы картины-иллюстрации, многие из которых — из проекта, который как научный руководитель Азат Кужин реализовал с Фондом Президентских грантов в 2017–2018 годах в творческом центре «Амантай». Комплект планшетов из 16 листов назван «Национальная конница России эпохи наполеоновских войн 1812–1814 гг. » и повествует научно-популярным, интересным языком о многонациональных войсках России той эпохи. «Одним из феноменов наполеоновских войн 1807–1814 годов было массовое участие в составе российской армии конницы башкир, калмыков, крымских татар, тептярей (сословие) и мещеряков‑мишар. Национальная конница как часть иррегулярной кавалерии существовала в русской армии ещё с XVII в.» — рассказывается в этом издании, красочные иллюстрации которого, сделанные Кужиным, снабжены подробными историческими описаниями и выкладками, над которыми работали он и историки-исследователи. В арсенале изображений «воинства» Кужина не только башкиры-кавалеристы, но множество других народностей и их коней и даже верблюдов. Кстати, кони также изображены анатомически предельно верно, безупречно уловлены движения и пластика, сила и грация.
Азат родился в Уфе, в семье фотографа-фотокорреспондента и учительницы башкирского языка. Возможно, отсюда этот безошибочный глазомер и перфекционизм, и с другой стороны, любовь к книге и к башкирскому народу, его культуре и истории. Может быть, в плане пространственного мышления свою роль сыграли и народные танцы, которыми он занимался в детстве, понимание языка жеста, ритма, музыки. «Я рос среди книг! Благодаря родителям я всегда был окружён книгами самыми разными, от башкирского эпоса до русской и зарубежной классики. Когда читал, мне обычно или иллюстрации не нравились, или, если их вообще не было, хотелось самому нарисовать» (А. Кужин). Школьником Азат занимался в уфимской ДХШ № 2, а настоящим художником считает себя по окончании Уфимского нефтяного института, благодаря кафедре архитектуры. Он считает, что архитекторы и есть лучшие иллюстраторы — гармония, поверенная алгеброй. Наша школа рисования в архитектурном позволила ему себя уверенно чувствовать в профессиональной среде по всему миру.
По окончании архитектурно-строительного факультета уфимец Азат был распределён в город Сибай, работал архитектором, а также преподавал в художественной школе для детдомовских детей. Там же, в Сибае, в библиотеках изучал труды советского археолога, антрополога и этнолога (1885–1969) Сергея Руденко. Там в Сибае и стал рисовать книги. Первой книгой была историческая раскраска «Северные амуры» для детей. Вторая «Индейцы Северной Америки».
Самое интересное для него — исследовательская, архивная работа, когда ищешь, ищешь и находишь. Сколько было исследовано старинных гравюр и рисунков, изучено документальных описаний. За годы работы собрана огромная электронная библиотека. Волею судеб в начале 90-х Азат оказался в Польше, приглашённый работать книжным издательством. С тех пор живёт как бы на два дома, а его мастерство вышло на новый уровень, и это был важный период развития его творческого потенциала. За эти годы получен колоссальный опыт работы в анимации и книжной графике, в рисовании (читай «изучении») истории, исторического костюма, и не только индейцев — «от древних римлян до турков»; «воинство» Кужина пополнилось другими этносами. Но в приоритете и за рубежом всегда была и есть башкирская военная история, вызывающая всё больший интерес у зрителей у нас и по всему миру, особенно и именно в наше время; с годами её ценность только возрастает. За 35‑летнюю деятельность художником проиллюстрированы сотни книг для детей и взрослых, созданы и реализованы разнообразные проекты, и это поистине просветительское творчество. Кстати, детские раскраски с народными костюмами, как книжка «Народы Башкортостана», нарисованная весело и одновременно точно и исторически верно, изданная в Творческом центре «Амантай» в 2020 году, познавательна и чрезвычайно полезна не только детям (в нашей республике уже много веков совместно проживают свыше ста народов), и это тоже часть «воинства Кужина». А в Германии в Лейпциге его роспись на здании посвящена участию Башкирских конных полков в Битве Народов под Лейпцигом. В нижней части изображены реальные люди — реконструкторы военно-исторического движения Республики Башкортостан. И это не первая такая работа с муралом. Знай наших!