Все новости
Звуки музыки
4 Мая 2018, 15:43

«Розовая пантера». Когда игра стоит свеч

С 6 по 8 апреля в Уфе проходил XXII международный фестиваль джазовой музыки «Розовая пантера» с участием отечественных и зарубежных исполнителей. В первый фестивальный день на сцену Башгосфилармонии вышли соло-гитарист Никита Болдырев и певица Людмила Сваровская (Ярославль — Москва) в сопровождении Эстрадно-джазового оркестра под управлением Олега Касимова, а также гость из США — звезда мирового уровня трубач Джон Маршалл. Второй день фестиваля украсили этно-джазовый ансамбль «Орлан» Олега Киреева, тромбонист Виталий Владимиров (Екатеринбург) и представители так называемого итальянского джаза — вокалистка Гретта Панетьери и пианист Андреа Саммартино. Ну, а главным событием третьего дня и фестиваля в целом стало участие в нём самого, пожалуй, именитого джазового музыканта страны народного артиста России Игоря Бутмана.

О своеобразии нынешней фестивальной программы и значимости традиционного весеннего праздника джаза в столице Башкортостана мы беседуем с арт-директором фестиваля Олегом Касимовым, а также гостями «Розовой пантеры».
Олег Касимов, руководитель ЭДО БГФ им. Х. Ахметова, заслуженный артист РБ:
— Моя задача — сделать фестиваль разнообразным по стилистике, но с привлечением ярких имён. Взять, к примеру, Никиту Болдырева — молодого техничного музыканта. Один, на акустической гитаре, он «держит» зал. С Людмилой Сваровской сотрудничаем давно, но вживую встретились лишь на фестивале. Её альбом был номинирован на Грэмми. Кстати, за всю историю «Розовой пантеры» было несколько номинантов этой премии. Ну и обладатель Грэмми Бил Эванс… Среди хедлайнеров — Гретта Панетьери, очень солнечная девушка с милейшей программой, основанной на итальянских песнях. Ну, а Игорь Михайлович Бутман — это бренд. Царь «всея Джаза». Замечательный человек, талантливый организатор. Нам было очень приятно с ним работать и на фестивале «АкваДжаз» в Сочи, и, по его приглашению, в «Триумфе джаза» в Москве.
Никита Болдырев, гитара (Москва):
— Для меня, прежде всего классического музыканта, к тому же соло-исполнителя выступать на джазовом фестивале — большая честь. Отличие уфимской «Розовой пантеры» в том, что не каждый фестиваль решится на подобное. Всё закономерно, ибо джаз — одна из ветвей классического искусства. И то, что джаз в Уфе звучит на филармонической сцене, символично!
Гретта Панетьери, певица, композитор, мультиинструменталист (Италия):
— Я  одна из немногих исполнительниц, занимающихся итальянским джазом. Мои учителя — Джон Колтрейн, Элла Фитцджеральд, Луи Армстронг, Мария Каллас, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли, Доменико Модуньо… Я неравнодушна к русской культуре, литературе. Прочитала всего Достоевского, Толстого. Это  потрясающе! Часто приезжаю в вашу страну, выступаю с российскими музыкантами. Знаю о вашей любви к итальянской музыке. Уверена, зритель услышит знакомые мотивы! Это будет оригинальное путешествие — и языковое, и музыкальное.
Виталий Владимиров, тромбонист, аранжировщик, композитор (Екатеринбург):
— Для меня Уфа — город благословенный, честный. Я знаю многих башкирских музыкантов, работал с Ириной Остин, Олегом Киреевым. Теперь наблюдаю за ростом оркестра Олега Касимова: он очевиден, оркестр становится узнаваемым. Касательно «Розовой пантеры» — впечатляют приглашённые музыканты, это достаточно серьёзный набор гостей. Ведь главное, какого качества этот джаз. Вопрос в духовной ценности. Джаз, он остаётся прогрессивным. Хочу ещё добавить: большая удача, что в Уфе есть сонм таких людей, которые могут потянуть столь серьёзный фестиваль. Вам сильно повезло. Желаю всем удачи, терпения и вдохновения!
Людмила Сваровская, джазовая певица (Москва — Ярославль):
— Уфа — это город улыбающихся глаз. Ощущение такое, что публика в зале южная, либо сочинская, краснодарская… Теплоотдача идёт и от оркестра Олега Касимова. Думаю, само тепло башкирской земли вызывает искренние, самые позитивные впечатления. Даже оркестранты отметили, что мой сценический наряд напоминает башкирский национальный костюм. Это такое ментальное совпадение… Я наслышана об Уфе от своих друзей, уфимских музыкантов Сергея Чипенко, трубача Рустема Галиуллина, Олега Киреева. Есть определённая плеяда джазовых музыкантов, напитавшихся здешней энергией добра. Как и Олег Касимов, создающий эту атмосферу добра на фестивале, когда всё — в сотворчестве. Теперь с башкирским биг-бендом планируем записать совместную пластинку на Мосфильме. Касимов раскроется как аранжировщик, как дирижёр. Надеюсь, наше сотрудничество перерастёт в многолетнюю дружбу.
Игорь Бутман, народный артист России:
— Бываю в Уфе с 1983 года. Здесь всегда были свои герои — Марат Юлдыбаев, Олег Киреев. Всегда появлялись способные молодые музыканты, такие как Азат Гайфуллин. Так что и моя молодёжь растёт, и взрослые ребята в хорошей форме. Для меня уфимский фестиваль джазовой музыки, проходящий на таком хорошем уровне, всегда в радость.
А. У. Наблюдая за вашим совместным с биг-бендом Башгосфилармонии выступлением, вашими действиями на сцене, даже малосведущий зритель понимает, что многих музыкантов, солирующих в оркестре, вы знаете по именам. Кого вы могли бы особо отметить?
И. Б. Да я бы всех отметил! К примеру, игру пианиста Игоря Атапина, трубача Артура Гимаева, молодого гитариста Антона Антонова. Ещё один Антон Антонов — прекрасный барабанщик, чувствует музыку, ритм. Тромбонист Ильмир Юнусов — парень раскованный. Саксофонист Азат Гайфуллин приезжал к нам на конкурсы и фестивали, получал премии «Будущее джаза». Любит музыку, искренне предан ей, и это достойно большого уважения. Для него это — большой прогресс; вырастет в замечательного музыканта. Хотя он уже замечательный и способный. Что не означает, что теперь он «звезда». Его задача — выйти на мировой уровень.
А. У. Вы организатор и руководитель разных бендов. Не закрадывается ли порой на подобных выступлениях мысль: «Ах, какой хороший музыкант, заберу-ка я его к себе…»?
И. Б. Я думаю об этом всегда. И уфимский фестиваль — не исключение.
А. У. Начиная с прошлогоднего сочинского «АкваДжаз»-фестиваля, вы явно опекаете наш филармонический биг-бенд, в прошлом знакомый вам симфоджаз-оркестр. Да и репертуар ЭДО БГФ заметно пополнился благодаря вашему участию…
И. Б. Я помню, что это был хороший оркестр ещё тогда, в годы становления. У уфимцев великолепный репертуар, интересная разнообразная программа: и популярная музыка, и собственные композиции, сложные и попроще. Они оригинальны, с юмором. У «касимовцев» хорошая основа. Я считаю, есть необходимость в каждом городе иметь оркестр такого уровня. Это важно для музыкальной школы. Чтоб не уезжали за рубеж. Можно играть джаз в Уфе, имея такую свободу. Учиться можно здесь! И чтобы поток музыки из России не прекращался.
…У нас эстрада не работает за рубежом, а джаз может работать! Джаз — универсальный язык, интернациональное искусство. Не надо хотеть быть звездой где-то в Нью-Йорке или Москве, можно быть востребованным и здесь. Уфимский джазовый фестиваль достучался до сердец. И мы ищем средства в федеральном бюджете на поддержку джазовой инициативы, чтобы была отдельная строка. Джазовая музыка — непопулярна, но она востребована. Люди приходят в филармонии, приходят главы республик, мэры городов… Благодаря поддержке финансовой мы сможем приглашать музыкантов мирового уровня, и наши музыканты тоже смогут разъезжать по стране, как Олег Касимов. Я поддержал башкирский биг-бенд на фестивалях в Сочи, Москве. Поверьте, эта игра стоит свеч!
Читайте нас: