Все новости
Звуки музыки
28 Апреля 2020, 16:56

КЛАССИКА НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ

В Башкирской государственной филармонии им. Хусаина Ахметова успешно прошёл II Всероссийский фестиваль камерной музыки.

Автор — Марина Луговая, Диана Байтурина
В Башкирской государственной филармонии им. Хусаина Ахметова успешно прошёл II Всероссийский фестиваль камерной музыки.
Меломаны Уфы, конечно же, отметили, что в последние несколько лет филармония активно ищет новые фестивальные формы. Публику постоянно радуют ставшие брендовыми международные фестивали — джазовый «Розовая пантера», органный «Sauerfest», этнических духовых инструментов «Музыка, рождённая ветром»… В прошедшем — юбилейном, 80‑м, — сезоне творческая копилка БГФ пополнилась ещё одним новым проектом — фестивалем камерной музыки «Классика над Белой рекой». Тогда любители академического направления смогли посетить самобытные концерты с участием артистов из Москвы, Казани, Уфы. Нынешний музыкальный праздник, который длился с 7 февраля по 6 марта, расширил географию участников: кроме Москвы, Казани и Уфы были представлены Санкт-Петербург, Курган и Сочи.
Открытие фестиваля состоялось 7 февраля концертом заслуженного артиста России, народного артиста Татарстана, профессора Казанской консерватории им. Н. Жиганова Евгения Михайлова. В этот вечер прозвучали соната Ми-бемоль мажор И. К. Баха, партита Ре мажор И. С. Баха, «Четыре мимолётные пьесы» К. Шуман, «Юмореска» Р. Шумана и «Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина. Прославленный музыкант поделился впечатлениями: «Я очень благодарен творческому руководству Башгосфилармонии, которое всегда даёт мне полный карт-бланш в выборе программы. Сегодня это были два массивных «центра» — «Юмореска» и Партита, которые я давно хотел сыграть. Одного сочинителя дополнил сын, другого — супруга. Программа сложилась в привлекательную концепцию семейного музицирования. Некоей духоподъёмной кульминацией стало произведение Гершвина. Рапсодией я воздал должное концертному формату».
Фестивальную эстафету принял виртуозный исполнитель на дудуке — Аргишти (Санкт-Петербург). 9 февраля программа с участием экзотического инструмента гармонично дополнялась органным и фортепианным сопровождением дипломанта международных и всероссийских конкурсов Эльвиры Ямаловой. В программе «Выше Арарата» прозвучали трогательные армянские мелодии, сочинения классиков и авторские мелодии. Особому восприятию способствовала нетрадиционная подача материала: Аргишти попросил зрителей воздержаться от аплодисментов. По глубокому убеждению исполнителя, тишина в зале помогает душе раскрыться навстречу мелодиям дудука: «Только виолончель может сравниться с дудуком по степени напряжённости, по сложности сопротивления инструменту. Его звучание и «бессовестное» вибрато разворачивают тебя лицом к твоей боли. Катарсический инструмент! В диапазоне дудука в полторы октавы вмещается много смысла — так же поэт меньшим количеством слов старается выразить больше чувств. Моя душа приходит в особенный трепет от дуэта органа и дудука: один — холодный и безэмоциональный, как небо, другой –трепетный и тёплый, как свеча», — поделился Аргишти.
Очередным гостем проекта стал московский «Compromise-duo» — ансамбль лауреатов международных конкурсов Григория Середина (баян) и Дмитрия Притулы (классическая гитара). Художественный руководитель коллектива — лауреат международных конкурсов, профессор, заведующий кафедрой классической гитары московской Государственной классической академии им. Маймонида Евгений Финкельштейн.
14 февраля «Вечер в стиле кроссовер» подарил оригинальную программу на стыке жанров. В Уфе состоялась премьера, московскому слушателю её представят весной. Артисты подчёркивают, что их концерты содержат некоторую долю иронии: каждый раз они совершают эксперимент, противопоставляют между собой жанры и стили, смело подчёркивают в музыке обнаруженные заимствования разных композиторов. «Мы постоянно ищем какие-то необычные композиции, которые крайне редко звучат на концертах. Уже в первом отделении мы доказываем, что даже в классической музыке может быть заложен стиль «кроссовер». Причём, мы играем её именно так, как она и была написана изначально, здесь мы ничего не привносим от себя», — прокомментировал Григорий Середин.
25 февраля выступали гости из Кургана — лауреат международных конкурсов баритон Павел Табаков и заслуженный работник культуры РФ Сергей Потапов. Они представили публике вокальный цикл Г. Свиридова «Отчалившая Русь» на стихи С. Есенина и романсы П. Чайковского. Программа была приурочена к 180‑летию со дня рождения П. И. Чайковского и 105‑летию со дня рождения Г. В. Свиридова. С этим вокальным циклом артисты дебютировали в прошлом году в родной Курганской филармонии. В других городах программа не исполнялась.
«Это один из шедевров Свиридова. Он гениально, с особой болью, прочувствовал эту грань творчества Есенина. Поэт чутко уловил момент гибели традиционной русской культуры с приходом революции. В советское время этот цикл не мог тиражироваться, ведь это обличение — приговор тому, что сделали большевики. «Отчалившую Русь» в своё время очень талантливо исполняли Елена Образцова и Дмитрий Хворостовский», — поделился Сергей Потапов.
4 марта предстал дуэт Вероники Лобаревой (Казань) и Владимира Королевского (Сочи). Программа «Клавишный кроссовер» отличалась потрясающим жанровым разнообразием: прозвучали как транскрипции популярных саундтреков из мюзиклов, голливудских блокбастеров, рок-композиций «Queen» и «Beatles», так и наиболее известные академические сочинения.
«В музыкальной среде наш творческий тандем более всего известен как органный дуэт. В Уфу мы привезли интересную программу. Отмечу, что каждая транскрипция нашего дуэта создаётся по какому-либо случаю. Из таких разных историй и сложилась картина сегодняшней программы», — рассказал Владимир Королевский. «Механическая трактура уфимского органа обусловила его «универсальность». Он позволяет играть большой палитрой красок. В классическом понимании это очень хороший инструмент!», — подчеркнула Вероника Лобарёва. По признанию обоих музыкантов, уфимская сцена оставит в их творческой биографии самые приятные воспоминания благодаря игре на легендарных рояле «Steinway» и органе «Sauer». Гости отметили красоту залов филармонии и удачное расположение органа, гармонично выстроенного в атмосфере Малого зала.
6 марта Камерный оркестр филармонии под управлением заслуженного артиста Башкортостана Олега Касимова завершил фестиваль. «Сегодняшнее выступление проходит в преддверии Международного женского дня. Мы тщательно готовились к празднику. В программе собрана разная музыка, но каждая композиции пропитана весенним настроением. Всё-таки классическая музыка должна воодушевлять!», — сказал Олег Касимов. Прозвучали произведения В. А. Моцарта, А. Вивальди, А. Пьяццоллы, Дж. Пуччини. А. Дворжака, Ф. Легара, А. Бородина.
Отметим, что презентация коллектива состоялась не так давно — два года назад, а в декабре 2018 года оркестр уже выступал с новой программой в рамках дебютного I Фестиваля камерной музыки «Музыка над Белой рекой».
«Мы стараемся от года к году менять состав участников, ведь наша цель — познакомить уфимцев с большим количеством талантливых музыкантов, — отметили в оргкомитете «Белой реки». — Надеемся, что этот молодой фестиваль так же обретёт громкое имя, как и его собратья — органный «Sauerfest» или джазовый «Розовая пантера». Будут охвачены все музыкальные жанры, а наша филармония по праву станет центром фестивального движения рес­публики».
Читайте нас: