Напомним, что конкурс «Маэстро Джаз» был организован в 1999 году и вплоть до 2005 проходил раз в два года. Жюри возглавлял настоящий энтузиаст своего дела, талантливый музыкант и прекрасный человек, пианист и бэндлидер Георгий Маркоров (его имя присвоено конкурсу; он ушёл из жизни в 2007 году). К сожалению, по разным причинам на несколько лет конкурс прерывался, однако в 2011 году возобновился и с тех пор проводится ежегодно.
Чем отличается нынешний «Маэстро Джаз»? Чем он необычен, уникален, какие плюсы и минусы хотелось бы отметить? С этими вопросами я обратилась к членам жюри конкурса, которые одновременно трудились в разных городах России и даже за рубежом.
Первой мне ответила душа конкурса (и фестиваля «Путешествие в Джазленд»), его бессменный организатор и руководитель, преподаватель эстрадного отдела Уфимского училища искусств Елена Фёдорова:
— В этом году, невзирая на обстоятельства, расширилась география участников конкурса, добавились Саратов, Магнитогорск и Пенза. Особенно порадовали ученики разных возрастных групп двух преподавателей — Е. Р. Горбачёвой из Магнитогорска и А. Б. Савиной из Саратова. Что же касается нового для нас онлай-формата, то, с одной стороны, запись — это минус, ведь мы лишены живой энергетики, а с другой — благодаря такому формату в конкурсе участвовали те, кто по разным причинам не смог бы приехать в Уфу. Поэтому все члены жюри согласились продолжать такую практику. Вместе с тем, онлайн-конкурс ставит новые цели и определяет новые перспективы, в качестве исключения, для некоторых участников.
Заведующая эстрадным отделением музыкальной школы-лицея, старший преподаватель кафедры музыкального искусства эстрады Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки Наталья Сальник:
— В системе российского джазового образования очень мало профильных конкурсов. Именно профильных! И поэтому они крайне важны. Я со своими ребятами участвую в «Маэстро Джаз» второй год, но даже в сегодняшних сложных условиях конкурс прошёл достойно, и его лауреаты могут гордиться своими результатами. Всё объективно и серьёзно. Хочу сказать, что организаторы делают большое дело. Программа конкурса всегда разнообразна и позволяет познакомиться с настоящими музыкантами (к примеру, в прошлом году мы успели посетить Уфимский джаз-клуб). С удовольствием отмечу: в жюри входят профессиональные объективные люди, действующие музыканты. Я очень рада знакомству и совместной работе с ними.
Преподаватель эстрадно-джазового вокала, руководитель эстрадной студии «Viv Art» Наталья Дмитришина (Челябинск):
— Новый формат конкурса был интересен тем, что очень много городов и много талантливых детей смогли принять участие в нём. Отдельно я бы хотела отметить участников из Саратова, среди которых мне запомнились Злата Глухова и Катя Бармина (7 и 8 лет, лауреаты I премии — А. С.). Формат онлайн оказался очень удобен тем, что, если хочешь посмотреть какой-то спорный момент, можно вновь пройти по ссылке и послушать выступления юных артистов. А спорных моментов было немало, потому что все ребята были достаточно сильные. Считаю, что жюри очень ответственно поработало: мы всесторонне обсуждали каждое выступление. Я от всей души желаю конкурсу успехов и расширения границ!
Доцент Самарского государственного института культуры Дмитрий Болдырь:
— Джазовый конкурс в России — явление исключительное. Можно по пальцам сосчитать города, куда юные, либо профессиональные джазмены могут приехать и испытать свой сценический уровень.
Я рад иметь отношение к конкурсу, привезя сюда четыре года назад впервые своих студентов, а нынче уже на регулярной основе являясь членом жюри.
В этом году в кризисной ситуации организаторы «Маэстро Джаз» мгновенно перестроились и провели конкурс в онлайн-формате. И это действительно замечательный опыт! Участники, как и члены жюри, привыкли к живому общению, к сценическим образам, однако в новом амплуа это оказалось явно выигрышнее подобных проектов благодаря желанию многих исполнителей как можно реальнее почувствовать себя на сцене.
Нужно отметить широкий ряд номинаций и возрастных категорий, а также расширяющуюся географию. Я уверен, когда мы вернёмся к привычному для нас виду прослушиваний, новые регионы также будут радовать нас участниками.
Спасибо за чудесную организацию, опыт, сотрудничество и возможность молодым и перспективным исполнителям получить мотивацию в тяжёлом джазовом труде, доказать себе и другим, что мы всё это делаем не зря.
Солистка Президентского оркестра России, композитор, участник джазовых фестивалей и лауреат конкурсов Екатерина Черноусова:
— Несколько лет назад мне выпала честь быть председателем вокальной секции и членом жюри конкурса «Маэстро Джаз» в Уфе. С тех пор лицо конкурса очень изменилось, и эти перемены порадовали. Если в самом начале на конкурсе часто исполнялись не джазовые произведения, и даже эстрада, которая могла бы претендовать на джазовое звучание, была не совсем качественной, то сейчас это настоящий джазовый конкурс, вышедший на профессиональный уровень. Порадовал выбор произведений — это джазовые композиции, иногда довольно сложные. Во многих выступлениях звучали импровизации, даже маленькая 10‑летняя девочка спела соло на тему «Караван»! На высоком уровне выступали как профессионально обучающиеся ребята, так и любители-студийцы. Мы дали первое место девушке из джазовой студии «Движение» (Самара), которая блестяще исполнила скэтом импровизацию на сложную джазовую тему.
Во многих выступлениях было заметно стремление выдержать стилевые особенности. И тут хочется обратить внимание педагогов на то, что на конкурсах очень часто оценивается именно чистота стиля (то есть немного странно, когда свинговая тема звучит в свинговом же аккомпанементе, а солист поёт тему в манере соул, которая по ритму совершенно отличается от аккомпанемента). Чтобы привить вкус, сначала нужно освоить именно стилистику исполнения — штрихи, ритмику, синкопирование, которые в каждом стиле свои и очень сильно отличаются. Есть также пожелание отдельно позаниматься английским языком, ведь именно согласные в американском английском играют огромную роль в становлении чёткого джазового ритма.
Подводя итог, я, во‑первых, от души поздравляю конкурс «Маэстро Джаз» с возросшим уровнем, во‑вторых, желаю его организаторам сил и возможностей для дальнейшей работы.
Доцент Музыкальной академии города Франкфурт-на-Майне Диас Каримов:
— Я возглавляю жюри этого конкурса и в очередной раз наблюдаю: участники с периферии, из районов Башкирии, показали более высокий исполнительский уровень, чем многие уфимские ребята. Это уже определённая тенденция.
Что касается формата онлайн, то тут есть удобство: исполнение всегда можно послушать заново. А в целом не могу сказать, плюс это или минус. На конкурсе в оффлайне мы всегда полагаемся на первое (и единственное) впечатление — кто как выступил, так и прозвучало. К тому же там есть масса психологических факторов: как добрались до Уфы, успели ли порепетировать и прочее. В случае записи участники выдают свой лучший дубль, то есть в процессе подготовки могут переписать не понравившуюся версию заново. Поэтому результаты могут быть абсолютно разные. Это вопрос довольно спорный. Сегодня техника позволяет нам, членам жюри, проводить обсуждения совместно, нет такого, чтобы каждый выставил свои баллы и всё.
К минусам конкурса я отношу отсутствие специфического джазового репертуара (скорее всего, это вызвано недостатком литературы), а также креативной подачи исполнения. Мало было в выступлениях сочетания музыкальности, настроения, импровизации, драйва и эстетики. Думаю, стоило бы обозначить в условиях конкурса какие-то джазовые стандарты, дать список произведений, а также учредить отдельную номинацию на их исполнение. Как отдельные номинации можно предложить исполнение собственных соло на темы джазовых стандартов или создание собственных аранжировок (в том числе, например, на башкирские темы).
Что касается организации конкурса, то, из-за непривычности формата его проведения, не обошлось без неточностей, накладок… Но это мелочи, а в целом всё получилось. Хочу пожелать успеха организаторам, участникам и их преподавателям! Как мне видится, у «Маэстро Джаза» большое будущее.