Все новости
Звуки музыки
25 Июня 2020, 13:47

Дмитрий Крюков: «Живите на «высокой волне!»

Сегодня мир переживает сложное время – пандемия во многом изменила жизнь во всех сферах. Не исключением стала и музыкальная индустрия, ушедшая в онлайн-пространство. Одним из первых симфонических коллективов России, включившихся в онлайн-марафон, стал Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан и его главный дирижёр, известный российский музыкант Дмитрий Крюков. С первых дней самоизоляции коллектив делился своими архивными записями, ежедневно верстал программы прямых трансляций, а на днях стал участником Всероссийского музыкального онлайн-фестиваля «Рождённые Россией», инициированного Московской консерваторией.

Автор — Эльмира Ижболдина

Сегодня мир переживает сложное время – пандемия во многом изменила жизнь во всех сферах. Не исключением стала и музыкальная индустрия, ушедшая в онлайн-пространство. Одним из первых симфонических коллективов России, включившихся в онлайн-марафон, стал Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан и его главный дирижёр, известный российский музыкант Дмитрий Крюков. С первых дней самоизоляции коллектив делился своими архивными записями, ежедневно верстал программы прямых трансляций, а на днях стал участником Всероссийского музыкального онлайн-фестиваля «Рождённые Россией», инициированного Московской консерваторией.
— Дмитрий Сергеевич, как вы отреагировали на отмену концертов и что предприняли в данной ситуации?
— Действительно, весной мы остались без репетиций и концертов, и эта пауза стала для меня, как и для большинства концертирующих артистов, крайне непривычной. Последние десять лет моя профессиональная занятость всё увеличивалась и увеличивалась и именно в этом сезоне достигла определённой кульминации. У меня было от пятнадцати до двадцати перелётов в месяц, много концертов, репетиций в разных уголках страны и планеты, участие в телепроектах… В середине марта я приехал в Уфу для подготовки очередной программы, и это стало большой удачей, так как, будь я тогда в Москве, условия для жизни и, тем более для творческой работы, во время изоляции были бы гораздо строже. Уже 25 марта мы играли концерт в пустом зале в прямой онлайн-трансляции, а на следующий день узнали о полной приостановке «живой» деятельности всех коллективов.
В тот же вечер решил, что случившееся не должно остановить работу музыканта и в прямом эфире для социальных сетей исполнил дома на фортепиано увертюру к опере «Парсифаль» Вагнера, сделав минимальные комментарии к этой музыке. Удивительно, но только в Фейсбуке эфир смотрело около пятидесяти человек одновременно, и я решил продолжать… С огромным удовольствием провёл подряд десять прямых эфиров, исполняя на фортепиано произведения Баха, Шуберта, Рахманинова, отвечая на вопросы публики, с некоторыми вёл переписку. После этого мы с пиар-специалистами оркестра решили выпускать афиши, анонсы предстоящих онлайн-мероприятий. Вместе с именитым кларнетистом и генеральным директором оркестра Артуром Назиуллиным записали двенадцать песен Иоганнеса Брамса в переложении для кларнета и фортепиано, несколько военных песен к 75‑летию Великой Победы. Так время «простоя» было использовано едва ли не более продуктивно, чем обычные рабочие дни.
— До пандемии вы работали в различных жанрах и направлениях. Например, большой успех у публики имел цикл просветительских лекций-концертов…
— Действительно, эта работа для меня крайне важна. Это тот опыт, который я перенял у выдающегося музыканта ХХ века, моего Учителя Геннадия Рождественского. Для определённой части публики, которая глубоко погружается в искусство и делает его своей путеводной звездой, часто важны литературные предисловия, рассказы о музыке, которые вводят слушателя в образный мир, атмосферу произведений, помогают лучше понять глубину поднимаемых композитором тем. Вступив в должность главного дирижёра Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, я в самом начале сезона открыл собственные абонементы «Музыкальная культура Европы» и «Великие симфонии», где есть вступительное слово. Перейдя в онлайн-пространство, я продолжил эту работу, представляя лекции-концерты на своём личном канале в социальных сетях с четырех (!) мобильных устройств, а также на канале оркестра, где сформировалась достаточно большая аудитория наших поклонников. Я играю произведения на фортепиано и даю к ним развёрнутые комментарии. Сейчас эти тридцать эфиров размещены в социальных группах оркестра и на моей личной страничке.
— В жанре лекций-концертов вы представили уфимским меломанам не только хорошо знакомую классику, но и премьеры. Благодаря вам мы услышали выдающиеся произведения И. С. Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Почему вам захотелось исполнить именно эти опусы Баха?
— Я бы назвал это не исполнением, а иллюстрацией великих опусов Баха. Ещё в студенчестве я сильно углубился в музыку Баха, писал реферат по «Страстям по Матфею», где исследовал специфику исторического исполнительства, штрихов, инструментов. Это великая музыка, которая редко исполняется даже в Москве. В каждом городе, и Уфа — не исключение, есть люди, которые живут и воспитываются на «высокой волне». Меня приятно удивило то, что после эфиров произведений Баха около двадцати человек вели со мной плотную переписку, задавали вопросы, интересовались записями, которые можно послушать. Если когда-нибудь будет представлена эта великая музыка на качественном, высочайшем уровне, то её популярность «естественно» возрастёт. Приведу в пример наших соседей, Казань и Пермь, где выдающиеся руководители симфонических оркестров смогли убедить лидеров своих регионов в важности наличия высокого искусства, и оно там стало в прямом смысле расцветать. Не секрет, что только высокое искусство — самое долгосрочное и надёжное вложение в людей, в наше будущее, и никакая отрасль экономики и бизнеса не смогут сравниться с ним в этом.
— К 75‑летию Великой Победы оркестр выступил с очень трогательной акцией «Песни Победы», трансляцию которой посмотрели несколько тысяч человек. Так музыканты почтили память тех, кто сражался на передовой… Замечательные переложения военных песен для кларнета и фортепиано, для струнного квартета и голоса делали сами?
— Конечно. Этот проект, состоящий из пяти песен, мы осуществили в честь великого всенародного праздника. К тому же я сам с детства люблю военные песни. Некоторые из них мы с Артуром Назиуллиным дуэтом исполнили на слух, где-то воспользовались переложениями. Среди записанных нами песен — знаменитый «Синий платочек» Петерcбурского, «Одинокая гармонь» Мокроусова, «Тёмная ночь» Богословского… Мы не можем сполна прочувствовать то, что пережили наши деды и прадеды, но можем проникнуться этим через музыкальные страницы.
— Среди премьер оркестра есть проект «Творческие встречи», который собрал тысячи просмотров…
— Да, этот онлайн-проект идёт с большим успехом. Все те, кто выходил в прямой эфир, являются моими друзьями по сцене, настоящими фанатами музыки. Среди них пианисты Андрей Коробейников и Тимур Мустакимов, виолончелист Арсений Чубачин, певицы Юлия Мазурова и Гузель Шарипова, кстати, уроженка Башкортостана, дирижёр Филипп Чижевский. Кто-то из них уже знаком уфимцам, кто-то, надеюсь, приедет в ближайшем будущем. Гостьей одного из недавних прямых эфиров стала талантливая пианистка и министр культуры Башкортостана Амина Шафикова. В формате открытого диалога с Артуром Назиуллиным Амина Ивниевна рассказала о том, как благодарна своей маме за выбор профессии, о международных победах и жёстком рабочем графике.
— Как происходил процесс руководства домашними репетициями музыкантов? Насколько это эффективно, с вашей точки зрения?
— Контролировать репетиции, да и вообще музыкальную деятельность, — сам по себе отрицательный процесс. Каждый музыкант естественным образом посвящает своему инструменту основную часть жизни. Я объявлял музыкантам ту программу, с которой мы бы могли начать репетиции, но информация о составах, датах начала работы в стране и рес­публике постоянно менялась. В итоге мы вышли на работу маленькими группами, по 18–20 человек, и новую программу я обозначил буквально за два дня до выхода на репетицию. я был приятно удивлен тем, что музыканты остались в хорошей форме. Уже в первый день мы записали небольшую волшебную пьесу композитора Уильяма Уолтона для струнного оркестра.
— Как вы организовали свой рабочий график в условиях самоизоляции?
— Мой рабочий день, хотя я никогда не называю это работой, всегда длинный и занимает абсолютно всё время, кроме сна. Так повелось со студенчества, когда я, учась в Московской консерватории, работал в Государственной академической симфонической капелле России дирижёром-ассистентом своего великого профессора Валерия Полянского, а также концертмейстером хора, пианистом-репетитором и концертмейстером вокалистов. Для меня вполне естественна ситуация, когда утром я репетирую в Уфе, вечером — в Москве, а к следующему утру опять лечу в Уфу. Но, представьте себе, в эти полтора месяца мне было даже сложнее, потому что не было никаких переездов и смены деятельности. Каждое утро начиналось с занятий на рояле и изучения партитур, а вечером меня ждал прямой эфир, и это всё могло занимать до шестнадцати часов. Впрочем, мне самому понравилось пребывать в таком интенсивном режиме — получилось нечто вроде курса повышения собственной квалификации.
— Что вы посоветуете тем читателям «Рампы», которые только собираются познакомиться с оркестром и классической музыкой?
— Если человек хочет меняться, то соприкосновение с высоким искусством и будет той первой ступенью, с которой можно начинать восхождение. Я всем желаю любить настоящую музыку, настоящее искусство, которое ведёт нас к свету, и тогда всё начнет меняться внутри нас, а затем и вокруг нас. Живите на «высокой волне»!
Читайте нас: