Все новости
Звуки музыки
13 Января 2021, 13:57

КОНКУРС ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ФРАНКА СТАНОВИТСЯ ТРАДИЦИЕЙ

Почти абсолютная темнота. Видны только изящные, виртуозно взлетающие, нежно соприкасающиеся с клавишами руки. Высокое достоинство, горделивая стать. Испанская рапсодия Ференца Листа. Чёрный рояль. И – на мгновение – лицо. Как бы бесстрастное. Но сколько страсти, глубины в звуках! Это Арсен Далибалтаян, пианист из Музыкальной академии Загреба, что в Хорватии. Ему особым решением жюри под председательством Владимира Овчинникова (Московская консерватория и Российская академия музыки имени Гнесиных) присуждён Гран-при Второго Международного конкурса пианистов имени Александра Давидовича Франка.

Автор — Светлана Платонова

Почти абсолютная темнота. Видны только изящные, виртуозно взлетающие, нежно соприкасающиеся с клавишами руки. Высокое достоинство, горделивая стать. Испанская рапсодия Ференца Листа. Чёрный рояль. И – на мгновение – лицо. Как бы бесстрастное. Но сколько страсти, глубины в звуках! Это Арсен Далибалтаян, пианист из Музыкальной академии Загреба, что в Хорватии. Ему особым решением жюри под председательством Владимира Овчинникова (Московская консерватория и Российская академия музыки имени Гнесиных) присуждён Гран-при Второго Международного конкурса пианистов имени Александра Давидовича Франка.
Первый конкурс прошёл в уже почти забытом 2014 году. В «Рампе» зафиксированы рассуждения автора сих строк: «Новый конкурс. Вы скажете, зачем же? Их и так много в нашем, уфимском культурном пространстве. Сабитовский, Исмагиловский, «Йондоз иле», Веры Тимановой, памяти Светланы Хамидуллиной, Ляли Кудояровой, Михаила Зайдентрегера, Аркадия Минкова… Однако такого конкурса просто не могло не быть! Ведь он призван выполнить важнейшую этическую задачу — увековечить имя Александра Давидовича Франка, пианиста, с момента создания Уфимского института искусств возглавившего кафедру специального фортепиано, сплотившего вокруг себя тех музыкантов, что стали сегодня легендами для нас, нынешних. Кто не помнит эти имена: Вера Ланге, Вадим Монастырский, Игорь Лавров, Михаил Кочуров, Фаина Айзенберг, Лали Саникидзе, Александр Гарбер, Виктор Семёнов, Тимур Рахимкулов?». Да, такого конкурса не могло не быть.
Учредителями конкурса ныне вновь выступили Министерство культуры России и Министерство культуры Башкортостана, Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова и Республиканский учебно-методический центр по образованию МК РБ. Естественно, вновь магнетическим центром явился профессор кафедры специального фортепиано Лев Александрович Франк. Как и прошлый раз, он разработал проект, хотел подоспеть к 100‑летию со дня рождения папы (но пандемия сдвинула срок на год). Последнее слово — папа, или Папаша Франк — как всегда, на слуху у всех имеющих отношение к местному пианизму.
Жюри, участники, их педагоги — большинство ученики Александра Франка, прямые и «внучатые». Выпускники тех лет управления кафедрой. Почитающие его деятельность в Самарском музыкальном училище (там он ввёл в пианизм и своего сына). Коллеги по Саратовской консерватории. Помним: Загир Гарипович Исмагилов, создавая институт, «произвёл разведку» и вытащил из Саратовской консерватории уже завоевавшего на Волге непререкаемый авторитет профессора Франка, а вместе с ним и его сына с ярким именем Лев.
Нам, живым свидетелям, невозможно забыть, какое место в истории Уфимского института искусств принадлежит Александру Давидовичу Франку. Особое. Не потому, что руководил ведущей кафедрой, которая в 1970‑е блистала молодыми и талантливыми пианистами, но потому, что был он заметной личностью, ярким пианистом и педагогом — его профессионализм был неотделим от замечательных человеческих качеств.
Великая школа русского пианизма в Уфе? Вот она: Александр Франк — выпускник Константина Николаевича Игумнова, в свою очередь учившегося вместе с Рахманиновым у Николая Зверева, затем у Александра Зилоти (знаково: ученика Листа!), и этого уже достаточно. Класс Бориса Моисеевича Берлина представляли у нас не только сам Александр Давидович, но и Тимур Рахимкулов, Валерий Самолётов, Лев Франк… Названные имена выдающихся мастеров — это и есть русская школа игры на фортепиано, благодаря которой родилось огромное множество известных исполнителей. Про Берлина-педагога пишут: «… ему удавалось сделать ученика талантливее, заставляя работать интеллект и эмоции, расширяя представление о композиторе и о возможностях инструмента».
У автора сих строк не стираются далёкие воспоминания. Папашу Франка сокурсники-пианисты, дружившие с ними мы — теоретики — побаивались, но уважали. В зале, тогда ещё не Шаляпинском, слушали его Бетховена, Шостаковича, восторгались им в составе дуэтов, трио, квартетов… Помнится, концерты и сонаты Бетховена, Прокофьева, сочинения Шумана, Брамса, 24 прелюдии и фуги молодого тогда Родиона Щедрина играли педагоги и студенты «франковской» кафедры. Какой был высочайший уровень исполнения!
Но вернёмся к конкурсу. В роли судей вместе с Овчинниковым предстали: ученица Александра Давидовича — Елена Николаевна Макеенко из Самарского музыкального училища, профессор УГИИ Рустам Мансурович Губайдуллин и сам Лев Александрович. Как и в прошлый раз, судейство было строгим. Так, в двух старших группах пианистов первых мест не дали. Однако не отмеченных среди 51 музыканта, приславшего записи сложных программ, не было.
Посчастливилось послушать по видео лучших солистов. Девушки из Петербурга (Дарья Кравцова, 1 премия — не понижает марку её педагог Алла Фёдоровна Зуева, «родившаяся» в спецклассе Александра Давидовича), Ижевска (Розалия Насирова, 1 премия, колледж, педагог Ольга Валерьевна Бокова), две наших (Ева Миниахметова, 1 премия, ССМК, ученица Лии Фридоновны Каримовой и Екатерина Пименова, 2 премия, УГИИ, класс Льва Александровича Франка). Их игру отличает именно главное, что свойственно настоящему фортепианному искусству: полное погружение в исполняемую музыку, бережное отношение к звуку, слияние интеллекта и богатого образного мышления. Суть! Смысл! И подчинённая им техника как важнейшая сторона пианистического мастерства.
Конкурс имени Александра Давидовича Франка живёт, и это, скажу снова, справедливо: сын отдаёт долг отцу. Это убеждает своей высокой нравственностью.
В целом география получилась хорошая: Москва, Санкт-Петербург, Магнитогорск, Самара, Саратов, Курган, Оренбург, Уфа, Ижевск, Альметьевск, которые представляли учебные заведения всех ступеней музыкального образования. Международный статус подтверждали иностранцы: в номинации «Фортепиано», кроме Хорватии, конкурсанты из Китая, Казахстана, а в номинации «Камерный ансамбль» — из Швейцарии. Молодец наш любимец, виолончелист Рустем Хамидуллин, живущий сейчас в Берне, — прислал отличную запись в дуэте с пианистом Павлом Домбровским, и — первое место!
В заключение только факты. Лев Франк — заслуженный артист РФ и РБ, лауреат Международного конкурса пианистов в Италии. Приехал в Уфу в 1969 году, после окончания ГМПИ имени Гнесиных. За годы работы здесь профессор воспитал более ста учеников, многие из них стали лауреатами международных конкурсов, отмечены почётными званиями.
Александр Давидович Франк — известный пианист и педагог XX века. С 1968 года возглавив кафедру в Уфимском институте искусств, сплотил вокруг себя замечательных единомышленников. Талантливый, преданный своему делу музыкант взрастил целую плеяду пианистов из разных городов Советского Союза. Будучи солистом филармонии, Франк исполнял фортепианные концерты, выступал с сольными, а также камерными программами.
II Международный конкурс имени Александра Давидовича Франка, в котором приняли участие ученики из музыкальных школ, студенты среднего и высшего звена, ассистенты-стажеры, преподаватели прошёл 23–28 ноября 2020 года в рамках проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Конкурс направлен на выявление и поддержку одарённой молодёжи, стимулирование творческого роста учащихся и педагогов, сохранение и развитие традиций исполнительского искусства, причём не только в Башкортостане и нашей стране.
Читайте нас: