Все новости
Звуки музыки
10 Февраля 2021, 00:39

Курай – символ древней культуры башкир

Среди башкирских народных музыкальных инструментов центральное место занимает курай, который относится к классу аэрофонов, роду продольных флейт. Традиционный курай изготавливается из полого стебелька одноименного зонтичного растения (русское название Реброплодник уральский, латинское – Рleurospermum uralense), в основном растущего на Южном Урале.

Автор — Юлай Гайнетдинов

Мой курай, зазвени, заиграй
Всеми красками звонкого мира,
Все печали развей, мой курай,
Чтобы дрогнуло сердце башкира
«Кураю». Шайхзада Бабич

Среди башкирских народных музыкальных инструментов центральное место занимает курай, который относится к классу аэрофонов, роду продольных флейт. Традиционный курай изготавливается из полого стебелька одноименного зонтичного растения (русское название Реброплодник уральский, латинское – Рleurospermum uralense), в основном растущего на Южном Урале.

В песне «Урал», по праву считающейся национальным гимном башкирского народа, есть такие строки:
Таҡыя ла башлы ҡырлы ҡурай
Башҡорт еркәйенең межаһы.
что переводится как «где растет курай — там земля башкирская». С виду очень простой — полая трубка конической формы с четырьмя отверстиями с передней и одним — с тыльной стороны (отверстия вырезаются на узком конце) — этот музыкальный инструмент по сути является летописцем многовековой истории башкирского народа. О курае упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр буга» (события, о которых повествуется в этом эпосе, восходят к IV веку н. э. — Ю. Г.).
Арабский путешественник Ахмет Ибн-Фадлан, посетивший в 921–922 гг. Башкортостан, услышал от башкир легенду «Сынграу торна»(«Звенящие журавли»). Интересно, что и сегодня народные музыканты перед исполнением на курае мелодии «Сынграу торна» по традиции рассказывают ее легенду, которая почти дословно совпадает с тем, что услышал Ахмет Ибн-Фадлан от их далеких предков. Легенда без мелодии или, наоборот, мелодия без легенды, вряд ли дошли бы до нас по меньшей мере через 1100 лет.
Дошли до наших дней мелодии и марши, повествующие о борьбе башкир против золотоордынского ига: «Марш на взятие Казани», «Сура батыр», об участии в составе Русской армии в военных кампаниях: «Армия», «Эскадрон», «Кутузов», «Аллаяр батыр», «Кахым туря», «Баик», «Наполеон Бонапарт» и т. д.
Башкирские восстания 17–18 веков по праву считаются феноменом в истории народов Евразии того времени. Причина этих восстаний — нарушение царским правительством условий Договора о присоединении Башкортостана к Русскому государству. Об этих исторических событиях башкирский народ сложил песни. «Тафтеляу» — песня-проклятие царскому сатрапу, активному участнику подавления башкирского восстания 1735–1740 гг. Тевкелеву. «Марш Карасакала», посвященный предводителю восстания 1740 г. Миндигулу Юлаеву, «Батырша» — предводителю восстания 1755 г. Батырше Алиеву. в этих, а также многих других песнях, мелодиях и маршах отражается свободолюбивый дух башкирского народа. До наших дней дошло множество образцов башкирского музыкального фольклора, посвященных предводителю Крестьянской войны 1773–1775 гг. Емельяну Пугачеву и его сподвижнику, национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву.
В военно-походных условиях применялся металлический курай. В песне «Салават» есть такие строки:
Салауаттың тартҡан ҡурайының
Ике башҡайҙары ҡурғашлы,
что означает «воин и певец Салават играл на металлическом курае». Из фольклорных источников известно, что герой Отечественной войны 1812 г. Кахым Мырдашев также играл на курае. Р. Г. Игнатьев (1818–1886) в своем труде «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор» пишет: «… Музыкальный инструмент башкир — дудка о пяти ладах или курай (…), башкиры всегда поют по одному человеку, в один голос, под звуки (…) всего более курая…». Первая публикация, в которой дается подробное описание курая, относится к 1895 году. Эта работа С. Рыбакова (1867–1921) «Курай, башкирский музыкальный инструмент. С приложением 6 мелодий курая». (Русская муз. газета, СПб.) Практически во всех энциклопедических изданиях, где есть статья о курае, в описании инструмента за основу берется труд Сергея Гавриловича Рыбакова. В фундаментальном труде С. Рыбакова «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта» (СПб., 1897) имеется портрет кураиста Тулумгужы Губайдуллина из деревни Исхак (Таулыкай) нынешнего Баймакского района.
Традиционно кураист перед исполнением произведения рассказывает связанную с ним историю или легенду. Это способствует сохранению жемчужин башкирской народной музыкальной классики и передаче из поколения в поколение истории предков.
Неотьемлемой частью традиции игры на курае является импровизаторское мастерство. История развития башкирского народного мелоса и совершенствование искусства исполнения на курае органично взаимосвязаны. Выдающиеся кураисты-импровизаторы передавали из поколения в поколение репертуар, стили, манеры исполнения. На лучших образцах их музыкального творчества воспитывались новые поколения талантливых исполнителей, открывались все новые возможности инструмента, соответственно, создавались новые произведения, и все это способствовало приумножению золотого фонда башкирской народной классической музыки. И не случайно то, что талантливый кураист-импровизатор Загир Исмагилов впоследствии стал композитором, одним из основоположников башкирского профессионального музыкального искусства, народным артистом СССР. Вся его музыка орошена чарующей мелодикой курая.
Интонационный диапазон курая необычайно широк. В нем радость и грусть, сила и хрупкость, нежная лирика и эпическая возвышенность. Неповторимый тембр, «душа» курая соответствует звуковому идеалу башкирского народа, о чем прекрасно сказано в стихотворении великого башкирского поэта Шайхзады Бабича «Кураю». В традиционном исполнении на курае обязательно присутствует грудной гортанный звук, который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие и неповторимость.
(Продолжение следует)

Читайте нас: