Все новости
Звуки музыки
13 Марта , 20:54

Курай – символ древней культуры башкир

Продолжение. Начало в № 1

Автор — Юлай Гайнетдинов

Продолжение. Начало в № 1
Благодаря тому, что философия курая пропитана нравственными идеалами народа, такими, как любовь к Родине, честь и благородство и т. д., он занимает достойное место в духовном мире башкир и обладает огромным воспитательным потенциалом. В народе бытует мнение, что тот, кто держит в руках курай, способен только на добрые поступки.
Известны имена выдающихся кураистов — основателей и продолжателей народных исполнительских школ. Среди них Кубагуш (16 в.), Махмут (17 в.), Баик (18 в.), Ишмухамет Мырзакаев (1781–1878), Габит Аргынбаев (1852–1921), Хибатулла Кутушев (ум. в 1910 г.), Юмабай Исянбаев (1891–1943), Гиният Ушанов (1894–1947), Хамит Ахметов (1904–1966), Гата Сулейманов (1912–1988), Загир Исмагилов (1917–2002), Карим Дияров (1910–1986), Рахматулла Буляканов (1909–1984), Мухамет Рахматуллин (1915–1972), Яппар Шафиков (1908–1978), Давлетгали Хасанов (1897–1979), Ишгали Дильмухаметов (1900–1974), Ишмулла Дильмухаметов (1928–1984), Сайфулла Дильмухаметов (1932–2005), Адигам Искужин (1928–2003), Мухамет Кадыргулов (1919–1998), Абдулла Халфетдинов (1937–1985), Талип Латыпов (1920–1909), Нажметдин Хасанов (1925–2012), Мухамет Тулебаев (1945) и др.
В 1923 году в Москве на Всесоюзной выставке сельского хозяйства и кустарного производства участвовала делегация Башкирской автономной республики под руководством кураиста, фольклориста Абубакира хазрата Хусаинова из села Темясово нынешнего Баймакского района РБ. Абубакир хазрат для показа натурального быта башкир взял на выставку башкирскую юрту, дойных кобыл, стадо овец и для ведения хозяйства — свою супругу, старшую дочь с зятем и младшую дочь. Кумыс и бишбармак из свежей баранины готовили для гостей, которые в течение почти пяти месяцев знакомились с башкирским бытом. Бессменный председатель жюри состязаний кураистов, народных певцов, танцоров Ирандыко-Сакмарской зоны Абубакир хазрат знал, кого пригласить для показа культурной программы: кураиста Хамита Ахметова, народного певца Абдрахима Искужина, танцора Юмабая Барлыбаева. Один из уважаемых посетителей башкирской юрты, нарком иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин, глубоко потрясенный мощью курая, произнес слова, которые кураист Хамит Ахметов до своих последних дней перед игрой на курае как заклинание повторял: «будет башкир — будет курай, будет курай — будет башкир!». Другой уважаемый гость, нарком просвещения (курировал также культуру и искусство — Ю. Г.) Анатолий Васильевич Луначарский сказал, что у курая достойное место на профессиональной сцене. Кстати, Хамит Ахметов и не менее выдающийся народный талант Абдрахим Искужин, которого в народе называли Абдрахим-йыраусы, после выставки были приглашены в Башкирский театр драмы.
В 1925 году выдающийся кураист Юмабай Исянбаев принял участие во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, где его искусство было чрезвычайно высоко оценено. Это был дебют курая на международной арене. Представитель этой же исполнительской школы Ишмулла Дильмухаметов выступал с огромным успехом на всех континентах земного шара — в более чем 50 странах мира. Молодые профессиональные кураисты достойно продолжают их традиции.
Изобретенный в начале 70‑х годов мастером Вакилем Шугаюповым способ изготовления курая из деревянного шпона, а также методика настройки инструмента на определенные тональности по сути являются академизацией курая, что позволило обучать игре на нем в музыкальных учебных заведениях. Сегодня все профессиональные кураисты и большинство народных музыкантов играют на этих инструментах.
У истоков профессионального обучения игре на курае стоял видный кураист, певец, актер Гата Сулейманов. В 1971 году был открыт класс курая в Уфимском училище искусств, также с начала 90‑х годов ведется обучение по специальности «Курай» в Уфимском государственном институте искусств.
Среди кураистов имеются лауреаты и дипломанты Всемирных фестивалей молодежи и студентов, международных и всемирных фольклорных фестивалей, всероссийских конкурсов исполнителей на народных музыкальных инструментах, республиканских конкурсов кураистов на призы имен Ю. Исянбаева, Г. Сулейманова, И. Дильмухаметова, А. Искужина. Сегодня звучание курая в составе разных инструментальных ансамблей, а также в составе симфонического оркестра стало обычным явлением.
Цветок курая раньше символизировал единение башкирских родов. Сегодня он стал национальной эмблемой, которая украсила Государственный флаг и герб республики, стал символом консолидации народов Башкортостана.
Может быть, в этом и есть мудрость и величие духа народа — его создателя!