Этой статьи не должно было быть… Но трагическое событие самого начала года застало врасплох… От осложнений коронавирусной инфекции ушел из жизни основатель Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, народный артист Башкортостана Тагир Камалов. Тот, кто с 1992 года и без малого двадцать лет стоял во главе НСО, создав целую симфоническую эпоху, открыв новые имена, воспитав благодарную публику… Сегодня, спустя некоторое время, еще не пришло осознание того, что эта совершенно неожиданная невосполнимая потеря случилась. Наш Маэстро все-таки ушел, не устоял… Видимо, не хватило сил, как ни боролся за своё здоровье с начала двухтысячных, после затяжной болезни, на время которой исполнять обязанности главного дирижёра был приглашён музыкальный вундеркинд Тигран Ахназарян. После тех драматических событий Тагир Камалов не только вновь встал за дирижёрский пульт, он прожил долгие годы насыщенной счастливой жизни, такой, о которой мечтал еще подростком.
Тогда, в начале 90‑х, мало кто верил, что идея с созданием симфонического оркестра в республике окажется удачной. Ведь рядом звучал крепкий симфонический коллектив оперного театра, в котором, кстати, Тагир Камалов сам работал несколько сезонов. Потому одни, скептически сомневаясь в жизненности проекта Камалова, предпочитали ему более выгодные предложения, другие — откровенно посмеивались. В 30 лет собрав и возглавив симфонический коллектив телерадиокомпании «Шарк», он завязал дружбу с ведущими музыкантами современности и уже тогда проявил незаурядные качества лидера. Поездка за музыкальными инструментами в Ганновер, кропотливый сбор библиотечного фонда, формирование артистического состава из числа студентов, выпускников и педагогов российских консерваторий — все получалось не сразу. И тем не менее, 5 мая 1992 года симфонический оркестр был создан, а его первый концерт запланировали ровно через пять месяцев, на 5 октября. Как писали газеты, анонсировавшие дебют НСО, «… осталось только сыграть «на пять». Так и вышло. Концертный зал училища искусств в тот вечер был переполнен, праздник открылся Увертюрой из оперы «Руслан и Людмила» Глинки и продолжился в атмосфере вдохновения, радости и надежд на будущее.
С самого начала в репертуаре появились Вторая симфония Брамса, «Картинки с выставки» Мусоргского, произведения Чайковского, Берлиоза… С самых первых дней среди друзей оркестра — Аскар Абдразаков, Михаил Лидский, Юрий Лоевский, Рустем и Зельфира Абязовы, Даниил Крамер, Екатерина Мечетина… За эти два года, с 1992‑й по 1994‑й, оркестр выступал не только в Уфе, но и в городах Башкортостана, где симфоническая музыка звучала впервые.
Мало кто знает, что в первые годы создания оркестра, Тагиру Камалову пришлось заниматься коммерческой деятельностью — продавать сахар, муку, растительное масло, чтобы как-то обеспечить оркестрантов заработной платой. Постоянной «прописки» у коллектива тоже не было — скитались по всему городу, а в поездки по республике выезжали на арендованном транспорте. Встал тревожный вопрос о судьбе оркестра. С поддержкой в адрес оркестра к Президенту Башкортостана Муртазе Губайдулловичу Рахимову выступили депутаты Государственной Думы России, Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан, народный поэт Мустай Карим, композитор Загир Исмагилов, Союз композиторов Башкортостана. Наконец, 22 февраля 1994 года специальным постановлением Кабинета Министров РБ был решен вопрос о создании Национального симфонического оркестра, который обещал стать ярким явлением музыкальной культуры Башкортостана. Фактически это явилось вторым рождением оркестра — в новом статусе и в обновлённом составе.
Зная, что в республике нет своего симфонического фестиваля, амбициозный Камалов, ещё в 1993 году устраивает Первый фестиваль симфонической и хоровой музыки, который, по сути, был во многом экспериментальным и состоял, преимущественно, из сочинений башкирских композиторов и произведений Чайковского. На Втором фестивале симфонической и хоровой музыки в ноябре 1994‑го коллектив выступил под новым названием — Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. Афиша фестиваля пестрела именами Вагнера, Листа, Бетховена. Осуществили премьеру Шестой симфонии Гии Канчели, исполнили «Реквием» Моцарта. На Пятом фестивале впервые в Уфе прозвучала грандиозная Девятая симфония Бетховена, после исполнения которой, зал аплодировал стоя. А перед Седьмым фестивалем в училище искусств случился пожар, и НСО остался без репетиционной базы. Но и из этой непростой ситуации оркестр вышел с честью, сделав акцент на поездках. С тех пор благодаря Камалову в Уфу приглашались лучшие исполнители и дирижёры, а Фестиваль симфонической музыки стал традицией и по сей день. Будучи достаточно молодым, он сам горячо поддерживал талантливых детей и молодежь. На глазах Камалова выросли скрипач Чингиз Ханнанов, виолончелист Антон Павловский, пианистка Наташа Злобина… Думая о судьбе одарённых детей республики, Тагир Камалов и администрация города Стерлитамака открыли благотворительную акцию «Большой концертный рояль — любимому городу». Несколько месяцев крупные промышленные предприятия и меценаты Стерлитамака собирали денежные средства на приобретение концертного рояля.
В мае 1997 года оркестр выступил в Большом зале Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского, исполнив Реквием Верди с Государственной академической хоровой капеллой России имени Александра Юрлова, великой Ириной Архиповой, Аскаром Абдразаковым, Мариной Шагуч и Теймуразом Гугушвили. Тогда вспоминали забавный случай. В тот момент, когда Аскар Амирович начал представлять Тагира Камалова Ирине Архиповой со словами: «А это наш главный…», она остановила его словами и жестом: «Я уже все поняла! Это становится ясным при первом взгляде на этого человека, когда он выходит на сцену!» Эти слова Ирины Константиновны стали для Маэстро своего рода напутствием. Он старался чутко чувствовать людей и впускал в свой мир тех, с кем мог поделиться идеями нового проекта, рассказать о переживаниях прошедшего концерта. Зато потом такие отношения перерастали в крепкую человеческую дружбу…
В этот январский вечер светлой памяти Маэстро прозвучали шедевры Иоганнеса Брамса: лирическая Серенада и Вторая симфония ре мажор, одно из любимых произведений Тагира Таузяховича. Недавно коллектив впервые в своей истории блистательно выступил в Московской филармонии, на сцене знаменитого Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского. Пережив невозвратную потерю, НСО продолжает свой путь — ныне под руководством генерального директора, ведущего российского музыканта Артура Назиуллина и своего нового главного дирижера Дмитрия Крюкова, храня воспоминания о Тагире Камалове, давшем ему жизнь…