Путь музыковеда в академическую науку редко бывает сложным и тернистым. Лучшие выпускники теоретических отделений консерваторий, получавшие рекомендации, поступали в аспирантуру, через положенное количество времени на свет появлялись исследования исторического или теоретического направления, отвечающие всем требованиям ВАК. Защита диссертации проходила, как правило, в полупустом зале перед дремлющей аудиторией, голосование всегда было единогласным, а перед банкетом члены диссертационного совета, пряча глаза, поздравляли соискателя с успехом.
Ришат Сагитов ворвался в музыкальную науку, по его словам, «с баяном наперевес и синтезатором за спиной».
«Примерно в четырнадцать лет, — пишет он, — я понял, что с теоремой Пифагора и изучением новых астрономических явлений мне не по пути. Многочасовые занятие на баяне, стремление постичь все секреты исполнительства на инструменте — это было в первую очередь. Однако нас, молодых и дерзких, интересовало всё, в том числе и поп-музыка».
В те годы среди молодёжи была популярна субкультура, получившая название «стиляги», и Ришат, как и многие его сверстники, подражал рок-музыкантам Queen, Deep Purple, Earth Wind and Fire, великому Stevie Wonder, вслушиваясь в их композиции сквозь помехи на радиоволнах простенького приёмника «Океан».
После окончания Уфимского государственного института искусств по классу баяна у В. П. Суханова он продолжил свои эксперименты на сцене Башкирской государственной филармонии, куда получил распределение. В должности руководителя музыкального ансамбля организовал группу, имевшую неофициальное название «Утюг, швабра и труба» и первый советский синтезатор «Поливокс». Ришат, конечно, знал, что всё это не относится к поощряемому виду деятельности, но не жалел сил и личных средств, зарабатывая для семьи днём и осваивая новые технологии ночью. Искать самостоятельную трактовку национального репертуара приходилось на ходу, во время ночных репетиций в районных клубах, под угрозой увольнения и роспуска бригады.
Но перед его глазами был яркий пример — невероятный успех группы Бахти Гайсина — аккордеониста, который первым встал за пульт синтезатора.
Эксперименты молодых музыкантов заметил композитор Салават Низаметдинов, обладатель одной из первых в Башкирии цифровых музыкальных студий, посоветовавший Ришату: «Пиши, у тебя есть свой почерк, и работай над ним».
Эти увлечённость и затраты позже многократно окупились внезапной востребованностью специалистов в области диджитальных технологий — после работы в филармонии Р. Сагитов последовательно, а где-то параллельно, почти тридцать лет был буквально нарасхват, работая в следующих должностях: концертмейстер и заведующий музыкальной частью Татарского театра «Нур»; заведующий музыкальной частью Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури, где писал музыку к спектаклям, микшируя «живой» звук с электронным; режиссер студии звукозаписи ТВ «Башкортостан», где впервые в истории национального радио и ТВ обрабатывал звук с применением компьютера. Он стал автором музыки к первому Башкирскому телевизионному сериалу «Ай кызы» («Дочь Луны»); заведующий музыкальной частью Национального молодежного театра им. М. Карима, где писал музыку к спектаклям, сочетая звучание традиционных фоноорудий с тембрами электроники: кубыз, курай, узляу, думбыра, там-тамы, электрогитара, симфонический оркестр, кантри состав.
Практически на его глазах возник союз фольклора, джаза, рока с субконтинентальными практиками, востребованными и понимаемыми всеми слоями общества независимо от возраста, профессии и конфессиональной принадлежности.
Приглашение открыть кафедру «Музыкально-компьютерные технологии» с авторской методикой преподавания в БГПУ им. М. Акмуллы стало признанием заслуг музыканта-энтузиаста. Сочетание навыков практического музицирования и владения музыкально-компьютерными технологиями позволили Р. Сагитову без труда войти в авангард нового музыкального искусства не только как музыканта-практика и педагога, но и как учёного.
Основная идея его научного открытия выражалась коротко и ёмко: «Технизация фоносреды и внедрение в башкирскую этносферу пятого класса музыкальных инструментов — электрофонов».
Академических учёных покорило профессиональное владение заявленной темой и свободное оперирование иллюстрациями при анализе фактурной организации электронного репертуара в контексте башкирской монодии. В результате стандартный процесс защиты превратился в ответы на вопросы маститых учёных. Диссертация была защищена в ноябре 2018 года под аплодисменты членов диссертационного совета, а после объявления результатов теперь уже не соискателю, а учёному официально было предложено работать над докторской диссертацией.
В настоящее время Ришат Рафкатович Сагитов является директором Среднего специального музыкального колледжа, оставаясь центральной фигурой в области башкирской диджитальной органологии. А к почётному званию «Заслуженный деятель искусств РБ» добавились учёное звание «доцент» и учёная степень кандидат искусствоведения.
Пожелаем ему новых успехов!