Автор — Равиль Рахимов
Башкирское ТВ презентовало новый ансамбль «Шандау» («Шандауы» — башк. — отголосок, эхо) на портале «Утро столицы».
Немного раньше это, казалось бы, ординарное событие в мире музыкального бомонда было вскользь упомянуто в информационной статье «Звучат отголоски прошлого» буздякского электронного ресурса.
На самом деле «Шандау» — музыкальный folk-fusion — перспективный проект в башкирской традиционной культуре. Руководитель — Фидалия Разяпова и её подруги Алина Галиева и Ляйсан Гареева имеют высшее музыкальное образование, в составе учебного ансамбля «Узорица» УГИИ стали лауреатами европейских международных конкурсов и студенческих фестивалей фольклора. Голоса им ставила Олеся Хаветская — старший преподаватель института, сводные репетиции проходили при участии художественного руководителя «Узорицы» Ирины Рахимовой, а редкие инструменты изучались на лекционно-практических занятиях по музыкальной этнографии у автора данной статьи.
«Узорица» — не просто фольклорный ансамбль, 40‑летие которого уфимская культурная общественость будет отмечать осенью 2022 года. «Узорица» ещё и научная лаборатория.
Так хорнай, камыш-курай и ещё 51 башкирский инструмент были апробированы и систематизированы выпускницей ансамбля, кандидатом искусствоведения Лилией Ишмурзиной (Фахретдиновой) — самым молодым ученым-музыковедом в истории музыкальной культуры Башкортостана. Её исследования заинтересовали даже зарубежных специалистов, один из которых, организатор «Японского общества исполнителей на маультроммеле» Лео Тадагава, специально приехал из Токио, чтобы сравнить башкирское кубызное искусство с игрой на японском Муккури.
Башкирский «Хорнай», казалось бы, ничем не отличается от традиционной русской жалейки (жаломейки).
Но только на первый взгляд.
Хорнай — древнейшее башкирское фоноорудие, имеющее описание в самых ранних письменных источниках, посвященных башкирской музыке. Игра на хорнае входила в учебный цикл дисциплин и на нём виртуозно играли все мои студенты. Поэтому неудивительно, что Фидалия Разяпова, не задумываясь, включила хорнай во все аранжировки репертуара «Шандау».
Это же касается и Камыш-курая — башкирской флейты Пана, найденной в деревне Саитбаба Гафурийского района Башкирии, всесторонне изучен студентами на занятиях. Камыш-курай, тимер и агас-кубыз, дыбыл, дунгур, киле, хайран, хызгыртмак и другие башкирские фоноорудия были научно апробированы и защищены магистерской диссертацией Лейсан Гареевой.
Алина Галиева — лауреат международных конкурсов в Вене (Австрия), Йамся (Финляндия) и Санкт-Петербурге как исполнительница на кыл-кубызе в составе «Узорицы». Она прекрасная академическая скрипачка, автор серии научных статей по башкирским струнным инструментам.
В репертуаре «Шандау» башкирские народные песни и наигрыши на народных инструментах в прекрасной аранжировке и с прозрачным неназойливым цифровым сопровождением. Башкирская монодия в их исполнении логично и убедительно расписана на два и даже три голоса. Молодой коллектив смело вышел на сцену и уже имеет своих почитателей.
К сожалению, наука и учебный процесс — объекты малоинтересные для шоу-бизнеса. Для «раскрутки» новой группы менеджерам не нужен диплом об образовании, им необходима легенда в жанре фолк-хистори (псевдоисторической науки), и цветовые эффекты с оглушающей «минусовкой». Вся эта шумиха хорошо понятна современному слушателю, который с удовольствием принимает любые правила этой игры. А новое поколение учёных этнографов уже научилось ориентироваться в современном искусстве и, не противореча научной честности, выдаёт шоуменам необходимые фрагменты из легенд и сказаний.
Название ансамбля «Шандау» не просто красивое слово.
Это отголоски народной традиции в жанре фольк-фьюжн, а также эхо большого научного поиска, отражённого в зеркале современной музыкальной субкультуры. Девушки новой музыкальной группы — яркие представительницы башкирского народа, понимающие красоту народной песни и прошедшие полную школу академического музыкального образования.
Пожелаем им успехов в сложном мире современного шоу-бизнеса.