Все новости
Звуки музыки
23 Сентября 2021, 23:04

Улица зодчего Росси – вдохновение, мастерство и откровение

К юбилею балерины, педагога, заслуженной артистки Башкортостана Айслу Ганеевой-Паниной

Улица зодчего Росси – вдохновение, мастерство и откровение
Улица зодчего Росси – вдохновение, мастерство и откровение

Автор — Нина Жиленко

 

К юбилею балерины, педагога, заслуженной артистки Башкортостана Айслу Ганеевой-Паниной

Улица Зодчего Росси в Санкт-Петербурге с самой знаменитой в мире хореографической школой, родина русского классического балета — святое место для балетных людей, а для тех, кому посчастливилось там учиться, — неиссякаемый источник вдохновения, мастерства, стремления к совершенству и ярких смелых откровений.
В Ленинграде маленькую Айслу Ганееву из Уфы лучшие балетные педагоги учили классическому танцу. А через двадцать с лишним лет уже опытную балерину Башкирского государственного театра оперы и балета заслуженную артистку республики Айслу Ганееву-Панину практически те же педагоги учили методике преподавания танца. Только училище стало Академией русского балета имени А. Я. Вагановой. Сменилась вывеска, но марка и качество обучения остаются неизменно высокие. Ленинградская закалка — на всю жизнь, потому что там учат не только профессии, но и трудолюбию, доброте, тактичности, искусству общения, стремлению к знаниям.
Айслу, не отрываясь от сцены, успела окончить, кроме Вагановской академии, еще и Башкирский педагогический институт по специальности «психология». Теперь сама учит детей в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева..
Танец Айслу Ганеевой запомнился не только технической безупречностью, но элегантностью, утонченностью, эмоциональной наполненностью. Ленинградские уроки не прошли даром. Да и собственный опыт накопился. Есть чем поделиться с будущими артистами и педагогами балета.
Для любой балерины уход со сцены сложен, мучителен. И не из каждой даже первоклассной танцовщицы получается хороший педагог. Кроме способностей, нужна мудрость, чтобы воспринять преподавательскую стезю как естественное продолжение сценической.. У Айслу тоже все было непросто. Жалко было расставаться со сценой, хотя грех жаловаться — её балеринский век получился продолжительным, танцевала почти тридцать лет.
Примерной ученице ЛХУ предлагали остаться в Ленинграде — в Кировском театре или Малом Оперном, сначала, конечно, артисткой кордебалета. Но чувство долга — ведь республика направила её на учёбу — и любовь к родному городу пересилили. С 1979 года Айслу Ганеева — солистка Башкирского театра оперы и балета.
Дебютом стала пальцевая, но характерная игровая партия — Мачеха в «Золушке» Сергея Прокофьева в постановке Эрки Тана. Айслу пригласила на спектакль родных, и всем понравилось то, что она делает на сцене. Артистизм, пластика у неё от природы.
Первый репетитор в театре — Эмма Мухаметовна Тимиргазина., большой мастер.
Она и сейчас, в колледже, рядом.
Танцевала много и с удовольствием. Китри, Уличная танцовщица, подружки в «Дон Кихоте», Черная жена в «Бахчисарайском фонтане», Анель в «Голубом Дунае», Вакханка в «Вальпургиевой ночи», вариации в «Пахите», Мирта и па-де-де в «Жизели», Эффи в «Сильфиде», в «Лебедином озере» — па-де-труа, сольные партии в других балетах. Через всю творческую жизнь прошла партия Зайтунгуль в балете «Журавлиная песнь», что особенно дорого сердцу балерины..
Время шло, и постепенно переходила с ведущих партий на игровые.. Дама в зеленом в «Голубом Дунае», мать в «Жизели», синьора Капулетти в «Ромео и Джульетте»… И это было органично.
Неизбежно наступил момент, когда надо было уступить место молодым танцовщицам. С 2007 года Аслу Ревмировна преподает классический танец в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева. Сначала пришлось нелегко. Вспомнился собственный путь в волшебную страну под названием Балет.
С малых лет она любила танцевать. Большую роль сыграло семейное окружение. Папа, Ревмир Галеевич Ганеев, был профессором истории, окончил МГУ. Он один из первых стал заниматься историей города Уфы, вышла книга под его редакторством. Мама, Рио Имаевна, филолог по образованию, преподаватель русского языка и литературы. Среди знакомых был весь цвет башкирского балета: Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Майя Тагирова, Ильдус Хабиров, Фирдаус Нафикова, Шамиль Терегулов, Леонора Куватова и многие другие. Естественно, когда в Уфу приехала комиссия Ленинградского хореографического училища для набора детей, все единодушно посоветовали отдать Айслу на классическое отделение. Девятилетняя девочка отправилась в Ленинград.
Айслу с благодарностью и благоговением вспоминает своего учителя Эльвиру Валентиновну Кокорину, воспитанницу самой Вагановой. Наставник, друг, пример высокой культуры, интеллигентности, глубоких знаний, преданности профессии.
— На Эльвиру Валентиновну мне всегда хотелось быть похожей, — делится Айслу. — как она объясняла движения, как показывала, как общалась в нами, как говорила. Нам всем казалось, что такой педагог — идеал. Мы же были интернатские и в самые трудные дни, а это подготовка к экзаменам, Эльвира Валентиновна приносила нам еду, витамины. Верила в меня, в мои способности к танцу. Много репетировала со мной различные вариации, готовили Машу из «Щелкунчика», 11‑й вальс из «Шопенианы».
Судьбе было угодно, чтобы Эльвира Валентиновна через два десятка лет стала её наставником и во время учебы в Академии русского балета на педагогическом факультете. Теперь она передавала тонкости педагогического мастерства. Её уроки, заветы — ныне путеводная звезда для балетного педагога Айслу Ревмировны Ганеевой-Паниной.
Первым у неё был класс мальчиков. 26 человек! Считались отстающими. Директор училища Алик Салихович Бикчурин попросил подтянуть их. Подтянула! Довела до первого курса. На своём классе Айслу защитила академический диплом на «отлично».
Самым способным и выстраданным учеником стал Фидан Даминов. Сейчас он солист Екатеринбургского театра оперы и балета, успешно строит карьеру.
В 2011 году Айслу Ревмировна взяла класс девочек и вела их с первого класса до выпуска в 2019 году. Первый выпуск! Самый дорогой и самый трудный. Дети и педагог учились вместе. Все было живое, эмоциональное, ранимое, неизведанное. Ведь важно не только научить профессии, убеждена Айслу, а еще и любить трудиться до истязания самого себя, научить восторгаться своей профессией, научить быть в рабочей форме каждый день, каждый час. Удача, случай приходят, не спрашивая, готов ты или нет, ты всегда должен быть готов.
— Все в нашей работе идет подспудно, — говорит Айслу, — учишь профессии и учишь быть порядочным, хорошим человеком. Умным, начитанным, интеллигентным. Такого нет: сегодня воспитываю душевные качества, а завтра — нет. Все у нас переплетено. А вообще, самое важное качество педагога любого профиля — это любить детей и желать отдать им все, что знаешь. Труд педагога тяжек и сладок. Вместе с детьми растем, но должны быть чуть быстрее их, на шаг. Надо уметь оправдать то, чем обладаешь безвозмездно, просто от любви к танцу, к профессии. Желать, чтобы ученики были лучше, воплотили то, что не успела сама, сохранить традиции русской исполнительской школы
Я хотела репертуар выпускного сделать оригинальным, интересным. И чтобы исполнение моих девочек не хромало. Благодаря общим усилиям директора Олии Галеевны Вильдановой, преподавателей, моих коллег, художественного руководителя Леоноры Сафыевны Куватовой у нас получился этот замечательный концерт:
Все девочки работают в театрах — в нашем родном, в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Челябинске. Кто-то смог уже проявить себя профессионально,. у кого-то это впереди, но обязательно, девочки ВСЕ будут танцевать.
Вот вам прекрасное кредо педагога, человека!
Знаю Айслу почти три десятка лет. Помню её на сцене, любуюсь учениками-ганеевцами в концертных программах.. С Айслу приятно, интересно общаться. Интеллигентная, тактичная, приветливая, одухотворенная. Семейное воспитание? Безусловно. Но чувствую и ленинградскую культуру. Ту, которой обладали наши звёздные балерины Зайтуна Насретдинова, Тамара Худайбердина, Майя Тагирова… Думаю, как повезло детям, которые попали в руки Айслу Ганеевой-Паниной и имеют возможность впитывать, перенимать от неё высокую хореографичекую и общечеловеческую культуру!

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: