Автор — Элла Молочковецкая
Хайд (HYDE) — суперзвезда на небосклоне рок-музыки. На протяжении 30 лет он является флагманом популярной японской группы L'Arc~en~Ciel, по сей день легко собирающей стотысячные стадионы. Недавно, в честь юбилея, группа отправилась в тур по Японии. Параллельно у славящегося своим трудоголизмом Хайда проходит акустический тур 20th Orchestra Tour HYDE ROENTGEN 2021 во славу 20‑летия сольной деятельности.
Удивительно, что этот талантливый музыкант, объединивший ипостаси певца, гитариста, автора-исполнителя, музыкального продюсера и актёра, ни разу не бывавший в России, но имеющий здесь огромную фанатскую армию, согласился дать интервью спецкору нашего журнала, — впервые в истории отечественных СМИ.
Глядя на эту подростковую изящную фигурку, трудно представить, что за ней скрывается незаурядная личность с редким артистизмом и мощным голосом, которой доступны и лёгкие песенки, и тяжёлый рок. Для фирменного стиля пения Хайда характерна резкая смена регистров — головокружительные переходы с самых низов на фальцет и обратно, не лишённые эмоционального придыхания, покоряющего девичьи сердца. Хайд пишет тексты практически для всех песен, а в сольном творчестве к стихам прибавляется и его собственная музыка. Тексты эти — в лучших традициях японской поэзии: глубокие, драматичные на грани трагизма, интересно перекликающиеся с музыкой.
Будет уместным рассказать немного о творческом пути артиста. Хайд родился в небольшом японском городе Вакаяма под настоящим именем Хидэто Такараи (Hideto Takarai). Окончив школу, он перебрался в Осаку и начал жить самостоятельно. Там познакомился с первым составом группы L'Arc~en~Ciel во главе с басистом Тэцуей Огавой (Tetsuya). Через два года их первый альбом «Dune» занял первое место в национальных чартах инди-групп. В 1994 году группа заключила контракт с Sony Music, с тех пор вышло множество альбомов и синглов. С этого момента группа сделала себе имя масштабными выступлениями не только в Азии, но и в Европе и Америке. В нынешний состав, кроме Тэцуи и Хайда, входят также соло-гитарист Кен Китамура (Ken) и барабанщик Юкихиро Авадзи (Yukihiro).
В начале 2001 года Хайд приступил к записи сольного альбома, который получил название ROENTGEN. В 2003 году Хайд начал работать над сольным альбомом «666» и записал ряд синглов с известным композитором, аранжировщиком и продюсером Кадзухито Иваике (K. A.Z). С 2005 года K. A.Z включился в сольную деятельность Хайда и как соло-гитарист, а 2008 году они объявили о создании новой группы Vamps. Группа успешно играла на протяжении девяти лет, но в 2017‑м Vamps приостановили свою деятельность.
Хайд не сразу принял этот разрыв, и только в 2018‑м возобновил сольное творчество. Тогда он углубился в стиль, который можно было бы назвать тяжёлым гранжем, или пост-пост-панком. Большую эйфорию вызвала у фанатов коллаборация Хайда и Йошики (Yoshiki), лидера легендарной группы X Japan, состоявшаяся в 2018 году.
— 2020‑й год был сложным годом для всего мира; уверена, что и вам пришлось отменить или отложить многие мероприятия. Как вы проводили время во время пандемии?
— Я начал жить более размеренной жизнью, чтобы в каком-то смысле перезагрузиться. Поскольку поехать в тур я не мог, то тратил больше времени на сочинение песен. Но я пока не могу сказать, когда будут новые релизы, потому что не могу выступать живьём в их поддержку так, как я хочу.
— За 30 лет успешной карьеры вы не раз заново изобретали себя и свой стиль. Как вам удаётся оставаться верным себе, при этом постоянно меняясь?
— Я недавно пришёл к выводу, что это всё благодаря моему голосу. Считаю, что если человек вокалист — он вокалист от рождения. Конечно, можно улучшить свои навыки практикой, но многие люди не могут петь, сколько бы они ни тренировались. И дело не в том, хорошо или плохо ты поёшь в караоке-баре, я говорю о том, насколько ты хорош именно как вокалист. Фанаты ценят голос и природный талант, с которым певец рождается, поэтому он может оставаться актуальным, даже если стиль его музыки со временем меняется.
— Когда вы только начинали сольную карьеру, было ли вам легче благодаря работе в одиночку или сложнее — без поддержки участников группы?
— Работать одному может быть как хорошо, так и плохо. Ведь в группе нужно учитывать мнение каждого участника. К примеру, если вы оформляете гостиную, общее пространство в доме, где все жильцы имеют равное право голоса, каждый может подсказать, какую выбрать мебель, технику, украшения… Это значит, что может получиться потрясающее сочетание, которое я бы не смог себе представить, если бы делал всё сам. Но это также означает, что я не смогу обустроить комнату по своему личному вкусу. Например, вы будете жить в доме с яркой гостиной, хотя вам хотелось бы её видеть в тёмных готических тонах. И даже если гостиная выглядит очень круто, вы всё равно задумаетесь, не нужна ли вам хотя бы крошечная, но своя комнатка, которую вы бы украсили, как хотели сами. Вот что такое работать соло.
Это не значит, что обязательно будет трудно, но когда вы работаете один, вам сложно себя чем-то удивить. В голове у меня, само собой, уже есть план, черновик, который я могу превратить в идеальную песню. А в группе больше сюрпризов, в ней никогда не знаешь наверняка, каким получится конечный продукт.
— В ваших ранних сольных работах много медленных и мелодичных песен, а сейчас вам, похоже, нравится сочинять более тяжёлые и роковые композиции. Есть ли шанс, что вы когда-нибудь вернётесь к прежнему стилю или, может быть, выберете ещё более новый путь?
— Я действительно хочу когда-нибудь сделать что-то в акустическом стиле, в духе моего первого альбома. Интересно, каким бы он получился, если бы я его записал сейчас (к моменту выхода интервью Хайд всерьез задумался выпустить альбом ROENTGEN 2 — прим. автора.)
— Вы полностью выкладываетесь на сцене; практикуете ли вы какие-то занятия, меры предосторожности, чтобы сберечь голос и тело во время выступления?
— На самом деле я не делаю ничего особенного. Только стараюсь вести жизнь без стресса. О! Теперь, подумав об этом, я понимаю, что концерты, наверное, и есть мой способ снять стресс.
— Какой, по-вашему, самый лучший, самый крепко выученный жизненный урок, который вы извлекли из работы в группах и соло?
— Никакая работа не будет сделана, если нет одного явного руководителя. (Смеётся.)
— Запись вашего выступления в родной Вакаяме вышла очень трогательной. Особенно «Memories», её невозможно слушать без слёз. Что было самым лучшим в вашем детстве, и если бы вы могли что-то изменить в нём, что бы это было?
— Мне очень повезло, что я завёл хороших друзей и наслаждался беззаботными днями. Могу честно сказать, что ничего бы не стал менять.
— У вас очень модный молодёжный стиль одежды. Как бы вы его описали тем, кто не видел фотографий?
— Современный пират, который носит в основном чёрное.
— Ваше оформление сцены и маски музыкантов напоминают мне Slipknot. Как вы относитесь к сравнениям с другими известными музыкантами?
— Мне нравится Slipknot, но я не думаю, что мы похожи на них. Если причина в том, что мы носим маски, то это делают и многие другие группы. Конечно, сложно быть полностью уникальным. Но я думаю, что заставить наши маски светиться довольно необычно, не так ли?
— В России очень рады вашему сотрудничеству с такими артистами, как Йошики и Мияви, которые тоже популярны здесь. Каково было с ними работать?
— Они оба, безусловно, выдающиеся, очень сильные музыканты, поэтому работа с ними стала для меня большой честью, источником сил и вдохновения. Хочу и дальше быть таким артистом, с которым им хотелось бы поработать.
— Какие темы интересуют вас сейчас больше всего при написании текстов? Что вдохновляет?
— Раньше темы, интересующие меня, вращались вокруг смерти. Теперь, думаю, мне больше интересны вопросы современного общества, его проблемы и противоречия. После того как я смог пожить в США, мне легче видеть различия с Японией и писать о них.
— У вас в России большая любящая аудитория. Планируете ли вы когда-нибудь выступить в нашей стране? Какие для этого требуются условия?
— У меня сейчас нет никаких конкретных планов, но в России много симпатичных девушек, поэтому я однозначно хочу туда поехать. Мне будет намного легче добиться этого, если я упрочу свою карьеру как музыканта, и моих поклонников в России будет достаточно, чтобы меня пригласили у вас сыграть. Так что буду делать всё возможное.
— Какое сообщение вы бы передали вашим российским фанатам?
— Спасибо, что всегда поддерживаете меня. Несмотря на то что у меня мало возможностей приехать, вы занимаете в моём сердце особенное место. Я надеюсь, что скоро смогу поехать в Россию.