Все новости
Звуки музыки
23 Ноября 2021, 23:20

НОНИ – 20! Всё только начинается!

20 октября в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова Национальный оркестр народных инструментов Башкортостана (НОНИ РБ) отметил 20‑летний юбилей.

НОНИ – 20! Всё только начинается!
НОНИ – 20! Всё только начинается!

Автор — Алиса Сабирова

 

20 октября в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова Национальный оркестр народных инструментов Башкортостана (НОНИ РБ) отметил 20‑летний юбилей.

Это поистине историческое событие совпало с не менее знаменательным — впервые проводившимся в Уфе III Всероссийским музыкальным конкурсом по специальности «Народные инструменты», в рамках которого естественно и логично прошёл яркий, насыщенный и впечатляющий юбилейный концерт под названием «НОНИ — 20! Всё только начинается!».
Коллектив был создан в марте 2001 года, а первое его выступление состоялось 1 октября 2001 года в Большом зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова. Именно тогда был дан старт истории оркестра и впервые прозвучали произведения, ставшие популярными и до сих пор исполняемые во многих концертных программах НОНИ. Основателем и первым художественным руководителем на протяжении многих лет был заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Рамил Гайзуллин. С 2016 года оркестром руководит заслуженный артист Башкортостана Линар Давлетбаев.
На сцену была специально приглашена министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова, которая зачитала поздравительный адрес от имени Главы Башкортостана Радия Хабирова. В нём, в частности, было отмечено, что «Курай, думбыра, кубыз, кыл-кубыз, горловое пение создают уникальное, многогранное звучание. Национальный колорит оркестра, благодаря народным музыкальным инструментам помогает зримо почувствовать душу башкирского народа». Кроме того, она сказала много тёплых слов в адрес музыкантов и поздравила от себя лично, а также подчеркнула, что «оркестр прошёл тернистый путь и сегодня блистает на разных сценах, работает в самых разных форматах, экспериментирует и в то же время сохраняет наши добрые традиции».
В праздничный вечер артисты оркестра, в числе которых Гузель Умергалина, Ирина и Вадим Логиновы, Дмитрий Анисимов и Руслан Рахмангулов за вклад в развитие музыкального искусства республики были удостоены почётных званий «Заслуженный артист Республики Башкортостан».
Юбилейный концерт состоял из двух частей. Первое отделение открылось, пожалуй, самым традиционным произведением башкирской профессиональной музыки — увертюрой к опере «Салават Юлаев» Загира Исмагилова. Вообще, всё отделение было более традиционным, «академическим», хотя в нём звучали и народные мелодии, и произведения башкирских композиторов. Наряду со звёздами башкирской сцены — Риммой Амангильдиной, Азатом Айткуловым, Азаматом Тимеровым и Азатом Бикчуриным — с оркестром солировали и участники Всероссийского музыкального конкурса — молодые солисты Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. Осипова (Москва) Даниил Стаднюк (баян) и Константин Захарато (балалайка) с композициями российских и зарубежных авторов. Конечно же, стоит отметить исключительные находки репертуара НОНИ — это симфоническая сюита «Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова, оркестровку которой специально для этого состава сделала молодой композитор Шаура Сагитова (к слову сказать, это не единственная её оркестровка, созданная для НОНИ). Также глубоко эмоциональным было исполнение совместно с Государственной хоровой капеллой РБ им. Тагира Сайфуллина кантаты молодого композитора Алины Ахметовой «Неизвестный солдат» на стихи Мустая Карима.
Второе отделение концерта прошло под знаком творческих поисков и экспериментов, которыми буквально пронизано всё, что делает оркестр на протяжении последних лет. Были представлены башкирские народные мелодии в не вполне традиционном и привычном, «музейном» звучании, а также популярные саундтреки и современные авторские композиции, специально написанные не только для состава НОНИ, но даже для конкретных исполнителей. И, конечно же, не обошлось без совместного выступления с этно-рок-группой «Аргымак», ведь оба эти коллектива связывает длительное творческое сотрудничество.
Шоу получилось действительно интересным, поэтому я обратилась к художественному руководителю и главному дирижёру оркестра Линару Давлетбаеву.
— Вы приступили к руководству оркестра пять лет назад. Был ли он для вас абсолютно новым?
— Конечно же нет. Я работаю в НОНИ уже 16 лет, в том числе и дирижёром я был здесь до того, как возглавил оркестр. уже тогда было много новых идей, к воплощению которых мы приступили с музыкантами с первого же года, как руководство назначило меня художественным руководителем. Тогда мы впервые осуществили наш совместный проект с этно-рок-группой «Аргымак». В каком-то смысле можно сказать, что мы пошли ва-банк в творческом плане, ведь было неизвестно, как воспримет публика такой музыкальный сплав. Но всё прошло с большим успехом, и мы объехали множество городов с гастролями.
— Первый подобный успешный опыт оказал в дальнейшем какое-то влияние на формирование репертуара?
— Безусловно. При этом мы постарались максимально сохранить аутентичный способ исполнения, но придать ему современное звучание. С другой стороны, благодаря сотрудничеству с профессиональным академическим композитором Шаурой Сагитовой мы открыли для себя новое направление. К примеру, курай мы традиционно представляем себе как сольный инструмент, и даже когда это ансамбль кураистов, то они, как правило, играют одну мелодию. Шаура же пишет пять разных партий курая, и возникает полифоническая структура со всеми контрапунктами, противосложениями и тому подобное. То есть мы фактически приближаемся к звучанию органной музыки! Это невероятно расширяет горизонты для оркестра, для музыкантов, за что я очень благодарен Шауре. Год спустя мы собрали круглый стол, на котором решили всё-таки отказаться от некоторых инструментов симфонического оркестра — скрипок и альтов — и заменить их исконно башкирскими кыл-кубызами. Скажу честно, процесс перехода был очень непростым. Представьте, что вы всю жизнь играли, как и положено скрипачу, держа инструмент на плече, а тут вам предлагают полностью изменить постановку и держать инструмент (к тому же ещё и немного другой формы) с опорой на колено, как если бы это была маленькая виолончель. Но кроме этого изменился строй, да и сам звук у кыл-кубыза чуть более гнусавый и резкий. Есть у нас также и традиционный, «двухструнный» кыл-кубыз, у которого в действительности вместо струн — настоящие жилы, т. е. это самый что ни на есть аутентичный инструмент. Музыкантам пришлось нелегко, но они, я уверен, блестяще справились с задачей. Убедиться в этом можно, послушав как мы играем «Шехерезаду». Также мы заменили домру — инструмент русского народного оркестра — на думбыру, при этом они у нас в двух разных строях. Все инструменты были сделаны мастерами на заказ — специально для НОНИ.
— Всё, о чём мы говорим сейчас, наталкивает только на одну мысль: вы, как я понимаю, уже определились для себя и нашли свой собственный, неповторимый саунд — краеугольный камень практически любого современного несимфонического оркестра.
— Да, моей главной задачей всегда было найти своё звучание оркестра. Чтобы мы были узнаваемы, и не только по репертуару. Сейчас НОНИ звучит уникально и стильно.
— Народный артист России Николай Калинин как-то назвал ваш коллектив «единственным оркестром в мире», очевидно, желая подчеркнуть этими словами его особый состав. Что для вас это значит и так ли это?
— Здесь всё для меня довольно просто и ясно. Посудите сами: симфонические оркестры есть везде, практически в каждой стране, на любом континенте (кроме Антарктиды). Оркестры русских народных инструментов, вы удивитесь, есть не только в России. Но более нигде нет оркестра, подобного нашему! Мы иногда загружаем свои записи на открытые музыкальные интернет-сервисы, и я неоднократно с удивлением обнаруживал, что наша музыка попадает в зарубежные чарты, да ещё и в десятку самых топовых!
— И традиционный заключительный вопрос: какова перспектива дальнейшего развития оркестра, как вы её видите?
— Я вижу перспективу сразу в трёх направлениях: world music — это наша аутентичная башкирская народная музыка, которую мы не должны забывать, но искать в ней что-то новое, необычное; это классика, где мы не только находим благодаря аранжировкам новое звучание, но и получаем колоссальный исполнительский опыт и мастерство; и это современная музыка, где, с одной стороны, сотрудничая с нашими башкирскими профессиональными композиторами, мы обогащаем не только наш репертуар новыми произведениями, но и даём возможность композиторам выразить себя, а с другой — открыты для совместных проектов со многими современными исполнителями и соответственно — новыми направлениями в музыкальном искусстве.
В прессе часто отмечается, что на сегодняшний день НОНИ РБ стал своего рода визитной карточкой музыкального профессионального искусства Башкортостана, активно популяризирует золотое наследие башкирского народа, демонстрируя красоту звучания башкирских народных инструментов. Оркестр сейчас представляет собой своеобразный музыкальный мостик из древней культуры в новое тысячелетие. Хочется от всей души пожелать коллективу удачных творческих проектов и безграничного вдохновения на долгие годы!

Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: