Все новости
Звуки музыки
20 Февраля , 13:30

КРИТЕРИИ ФОРТЕПИАННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Недавний разговор с Дианой Ханифовной Латыповой начался — буквально — с «общих знакомых», с упоминания имени Рины Харрасовой, ныне, оказывается, находящейся в Соединённых Штатах Америки, в Майами…

КРИТЕРИИ ФОРТЕПИАННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
КРИТЕРИИ ФОРТЕПИАННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Автор — Светлана Платонова

 

Недавний разговор с Дианой Ханифовной Латыповой начался — буквально — с «общих знакомых», с упоминания имени Рины Харрасовой, ныне, оказывается, находящейся в Соединённых Штатах Америки, в Майами… «Анналы» компьютера сохранили значимое повествование о Рине, пианистке, однокласснице моего сына в уфимском Среднем специальном музыкальном колледже. Рина победила на Первом международном конкурсе пианистов имени Александра Давидовича Франка. Довелось писать об этом: «Расскажу, как было. Ровно в середине I части сложнейшей сонаты Бетховена «Аврора» в зал метнулись и вихрем пролетели прямо на первый ряд, усевшись перед взором изумлённой конкурсантки два красивых, с причёсками до плеч, щёголя. Рина утверждает, что тут же забыла, что играть… Секунды… сумела взять себя в руки! — и музыка вновь по-бетховенски устремилась «через борьбу к победе» — к победе над невежеством, неуважением к искусству, к чужому труду, к конкурсной ситуации…» «Интрига в старшей группе: Рина Харрасова, приехавшая из Москвы, на самом деле — наша! Студентка V курса столичной консерватории признана лауреатом I премии. И Диана Ханифовна Латыпова, в чьём классе ребёнок начинал «фортепианную карьеру», и Лев Александрович Франк, воспитывавший девочку с седьмого класса ССМК, прочувствовали в нынешней искромётной игре те зёрна, что они заложили в фундамент её пианизма! Мнения слушателей разошлись: половина болела за Рину, половина — за её соперника из Казани… Но жюри стояло на своём: «Рина — безусловный лидер!» (Лев Шугом). «С первого тура я потрясена её мужественной, волевой игрой» (Елена Макеенко). «Мой голос не учитывался, но откровенно скажу: Рина — большой музыкант» (Лев Франк)». Ещё — про Гала-концерт того конкурса 2014 года: «И Рина Харрасова вновь сыграла Мефисто-вальс Листа, и вновь её вызывали, а она, бледная, такая худенькая, с огромными печальными глазами, кланялась, и были споры — вчера она лучше играла или сегодня?.. Такие высокие, неразрешимые споры…».
Нынешний разговор — действительно о Высоком. О высоком пианизме. О Диане Ханифовне Латыповой. Она — ведущий педагог класса фортепиано нашего Уфимского училища искусств. Говорить с ней можно не только о музыке, но Музыка — наша общая радость. Наш труд, смысл жизни.
Верная Уфе, Диана Ханифовна, без сомнения, известна. Известна благодаря бессменному служению Искусству. Не только у нас. Например, в Челябинске. Программа Международного детско-юношеского конкурса исполнителей татарской и башкирской музыки «Салават купере», организуемая под эгидой Управления культуры Администрации Челябинска, содержит её, члена жюри, слова: «Когда видишь, как на твоих глазах растут мальчики и девочки, как раскрываются их способности и таланты, какие сияющие глаза у них на сцене, как воспринимают они аплодисменты зрителей, ради таких моментов стоит стараться, не жалея себя и времени».
Вслушайтесь, как Диана Ханифовна говорит об учениках (а их более ста!): «Как они любят музыку!» «Она такая музыкальная!» «Сколько музыки у него внутри!» «Он начинает играть — и всё забываешь…» «Я горжусь ими!» Из самых свежих данных: Мария Садритдинова после ассистентуры-стажировки в Саратове теперь готовится к защите диссертации в Москве, Артур Музафаров стал артистом Челябинской филармонии, Диму Копелева взяла в класс профессор, зав. кафедрой Петербургской консерватории, народная артистка России Екатерина Мурина, у выдающегося пианиста профессора Евгения Левитана (Челябинск) в аспирантуре учится Василиса Заплатина, а на I курсе — талантливый Линар Хабибуллин… Нельзя не упомянуть и Лилию Прозорову, защищавшую честь училища на многих международных и всероссийских соревнованиях. Перечень лауреатов могут продолжить и ученики школы практики Батырхан и Бахтияр Гибадатовы, Алсу Ишмухаметова и многие другие… В списках только самых престижных конкурсов (а их десятки и более), где победителями становились ученики Дианы Ханифовны, — Прага, Вена, Париж, Рим, Стокгольм, не говоря уже об Уфе или Челябинске… «Работа в классе — творческая лаборатория, цель же, итог развития — сцена, раскрывающая талант! Такая сцена — именно на больших конкурсах, где тебя оценивают мэтры» — вот критерии профессионализма.
Наш журнал «Рампа» десять лет назад «вложился» в усиление известности Дианы Ханифовны: читаем статью Лилии Латыповой с поэтично-музыкально звучащим названием «Иллюзии идиллии», № 9, 2012. Много фотографий. Уверена, не только мне очень знакомы её ученики — та же Риночка Харрасова, Людочка Кишева (Галямова), Руслан Воротников, Алсу Бадретдинова (ныне — Петренко)… В самом центре материала — точные слова Дианы Ханифовны: «Быстро играют пальцами, а красивый звук извлекают умом и сердцем». В момент нашей беседы оказалось сформулированным кредо педагога Дианы Ханифовны по Уфимскому институту искусств Игоря Дмитриевича Лаврова (теперь он — профессор фортепиано в Каракасе, Венесуэле): «Прежде всего — красота звука!» Ради любопытства проследила я «генеалогию»: получилось, что Диана Латыпова — профессиональная правнучка Генриха Густавовича Нейгауза (Лавров — гнесинский ученик Теодора Давидовича Гутмана, Гутман — ученик Нейгауза…)
Известность Дианы Ханифовны «честно заработана». Возглавляла программу «Новые имена», была замдиректора Республиканского учебно-методического центра Министерства культуры Башкортостана, председательствовала в цикловой комиссии «Фортепиано» УУИ… Инициировала многочисленные конкурсы, фестивали… Её путь заслуженно отмечен наградами, благодарностями, отзывами, разнообразными публикациями. Есть малюсенькие информации о победах учеников. Есть развёрнутые очерки, цель которых — попытка разгадать секреты педагогического мастерства. Вот солидное «юбилейное» эссе Рустама Шайхутдинова «Обаяние профессионализма» из «Вечерней Уфы». Убедительнее всех для меня — «ключевые слова» Лилии Латыповой: неумолимая требовательность, воля, дипломатия (выжить в условиях жёсткой конкуренции), громадное желание и любовь к самому процессу, заразительный оптимизм…
Среди любезно предоставленной мне, очевидно, тщательно сохраняемой груды документов обратил на себя особое внимание один. Придирчивый взгляд почувствует, «раскусит» его ценность. Казалось бы — «вспомогательная» методическая брошюрка. Называется Программа «Методика обучения игре на фортепиано» для теоретических отделений музыкальных училищ (Уфа, 2000). Цитировать — не перецитировать. «Значение занятий музыкой — воспитание трудолюбия, самостоятельности…» «… индивидуальные занятия помогают педагогу глубже вникнуть в индивидуальность ребёнка. Задача педагога — увидеть и «зацепить» лучшую струнку в ученике, найти то ценное, что в нём есть». Даны слова Генриха Нейгауза: «Я не учитель фортепиано, а учитель музыки». «Развитие любых музыкальных данных, … интелекта» «Неприемлемость формального изучения…» «Радостная атмосфера на уроке»! «Нетерпимость к неточности… Воспитание ясности в выполнении деталей…» «критическое отношение к окружающим и к себе» «Главная задача — выправить слабые стороны, не упуская из виду сильные»! «Сочетание высокой художественности с тщательным отбором выразительных средств» — это о Шумане, а именно он и сказал: «Музыка начинается там, где заканчиваются слова».
Поэтому, поговорив с Вами, дорогой читатель, о Диане Ханифовне Латыповой, сказав ей слова благодарности и преклонения, хочется уже перейти к музыке, к настоящей Музыке. Помогая делать Музыку своим ученикам, она помогает и нам её услышать. Музыка будет звучать!

 

1 Официально это выглядит так: «За добросовестный многолетний труд и большие успехи в деле воспитания и подготовки молодых кадров музыкального искусства Диана Ханифовна неоднократно награждена Почётными грамотами Министерства культуры РБ, Министерства образования РБ, администрациями г. Уфы и других городов РБ. Имеются благодарственные письма Союза композиторов РБ, Музыкального общества РБ, Российского фонда культуры и многих ДМШ республики и России. За профессионализм и высокие показатели в области педагогики и культуры в 2006 г. Латыповой Диане Ханифовне было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан».

КРИТЕРИИ ФОРТЕПИАННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
КРИТЕРИИ ФОРТЕПИАННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в