Все новости
Звуки музыки
21 Апреля , 10:18

Красота в движении «Нуреевских дней»

«Красота в движении». Именно такие ассоциации возникают при упоминании имени Рудольфа Нуреева, не просто виртуозно исполняющего танец, но трепетно проживающего его. Международный культурный проект «Нуреевские сезоны» посвященный нашему легендарному земляку, в России включает в себя три города – Москва, Уфа и Казань. Эти города стали наиболее значимыми в биографии Рудольфа Нуреева. Уфа – стартовая локация проекта и родной город кудесника балетной сцены. Первый региональный этап прошел 17–21 марта в Башкирском театре оперы и балета и кинотеатре «Родина». Дата первого дня фестиваля была приурочена к 17 марта – дню рождения маэстро балета.

Красота в движении «Нуреевских дней»
Красота в движении «Нуреевских дней»

Автор — Ольга Журавлёва

 

Танец – это твой пульс, биение твоего сердца… Это выражение во времени и движении…

Жак д'Амбуаз.

«Красота в движении». Именно такие ассоциации возникают при упоминании имени Рудольфа Нуреева, не просто виртуозно исполняющего танец, но трепетно проживающего его. Международный культурный проект «Нуреевские сезоны» посвященный нашему легендарному земляку, в России включает в себя три города – Москва, Уфа и Казань. Эти города стали наиболее значимыми в биографии Рудольфа Нуреева. Уфа – стартовая локация проекта и родной город кудесника балетной сцены. Первый региональный этап прошел 17–21 марта в Башкирском театре оперы и балета и кинотеатре «Родина». Дата первого дня фестиваля была приурочена к 17 марта – дню рождения маэстро балета.

«Нуреевские сезоны» открылись с возложения цветов к его барельефу у Башкирского театра оперы и балета. В музее театра были выставлены не обнародованные ранее фотографии Нуреева из Венеции. Далее открытие продолжилось в формате «Венецианского карнавала». Действо включило в себя перфоманс и конкурс венецианских масок. Участие приняли ведущие учебные заведения и культурные учреждения рес­публики. Многопрофильный колледж в лице коллектива студентов «Новое поколение» представил венецианские маски. Студентами Уфимского колледжа ремесла и сервиса были предоставлены оригинальные дизайнерские костюмы. Свою лепту в мероприятие внесли хорео­графический колледж УГАЭС, институт имиджа Ольги Артье, школа Юнеско и другие учреждения. Гостьей мероприятия стала подруга Нуреева, дизайнер из Италии Лиза Сотилис. Открытие фестиваля ознаменовалось также визитом профессора хореографии ГИТИС, актёра Вячеслава Гордеева и руководителя проекта Альфии Чеботаревой.
«Венецианская» тематика перфоманса была выбрана не случайно. Действо приурочено к показу фильма итальянского режиссёра Марио Ланфранки «Венеция. Карнавал. Любовь», в котором Нуреев в главной роли. Лента стала последней работой Нуреева в кино. По словам гендиректора Башкирского театра оперы и балета Ильмара Альмухаметова, «фильм с участием Рудольфа Нуреева появился более 40 лет назад, но не обрел известность, а сегодня уфимский зритель может его увидеть». Фильм представляет собой атмосферную сюрреалистическую притчу. Герои оказываются на венецианском карнавале, где каждому предоставляется возможность примерить маски и прогуляться по чарующим лабиринтам фантазийного мира. При просмотре неоднократно посещали мысли об актуальности выбранной темы в нынешней «пандемийной реальности», где маски становятся необходимым атрибутом защиты от вируса. А для героев фильма маска — метафора избавления от непростой реальности и входа в потусторонний загадочный мир.
Во второй день марафона, 18 марта, состоялся показ балета Адольфа Адана «Корсар». Именно после па-де-де из «Корсара» о Нурееве как о самобытном артисте и танцовщике заговорили ведущие мастера мировой и российской балетных школ.
19 марта театр оперы балета подарил зрителю концерт-спектакль «Роман с танцем». Хореографические номера, представленные на мероприятии, посвящены жизни и творчеству танцовщика. Концерт представил собой синтез танцевальных номеров в исполнении артистов балетной труппы театра и отрывков из спектаклей с участием Нуреева. Фрагменты спектаклей озвучил заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков. Яркой «ласточкой» программы стал номер на музыку Эдуарда Артемьева. «Небеса» в исполнении Сергея Бикбулатова отражают состояние полёта, вечного рандеву между пространством неба и земли, мятежность пернатой души. Вспоминая этот номер, на ум приходят строки Лермонтова «…над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури…». Весомое впечатление оставила премьера года одноактный балет «No name» на музыку Фредерико Жарабо. Номер представляет собой современную балетную школу. Работа ярко выделялась на фоне других номеров минимализмом. Спектакль является своеобразной иллюстрацией сеанса психотерапии. Несколько людей признаются друг другу в своих потаенных желаниях и действиях. На сцене зритель видит силуэты танцовщиков, облачённых в повседневную одежду. Каждый пришел на место встречи со своим багажом — как в прямом, так и в переносном смысле. «Физический» багаж изображен в виде чёрных кубов‑ящиков, являющихся имуществом героев. Нельзя не упомянуть главный «гимн» мероприятия, балет «Журавлиная песнь». Когда-то 1944 году он пробудил в сердце юного Руди неистовую и судьбоносную тягу к искусству танца. В программе концерта «прозвучали» экспрессивный «Танец Джигита и девушки», завораживающее «Адажио Зайтунгуль и Юмагула» и динамичный «Танец охотников».
В рамках «Нуреевских сезонов» в кинотеатре «Родина» прошли трансляции художественных фильмов с участием танцовщика и документальных фильмов о нём. Все желающие могли увидеть документальный «Контракт со смертью» режиссера Владимира Виноградова. Совершить визит на «Визит» — получасовой короткометражный фильм Булата Юсупова, посвященный Нурееву. К просмотру были предложены также «Мятежный демон», «Рудольф Нуреев — неукротимый гений», «Танец к свободе», «Рудольф Нуреев — как он есть», снятый в СССР и ставший одним из первых документальных фильмов о Нурееве.

 

Красота в движении «Нуреевских дней»
Красота в движении «Нуреевских дней»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в