Автор — Алиса Сабирова
С 1 по 3 апреля прошёл долгожданный, юбилейный XXV Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера».
25 лет назад в Уфе на базе Башкирской государственной филармонии появился первый фестиваль джазовой музыки. Конечно, сначала он проводился силами уфимских музыкантов‑энтузиастов, но вскоре продолжил расти и развиваться, организаторы фестиваля стали приглашать звёзд российского, а вскоре — уже международного уровня. И с тех самых пор ежегодно в первый уикенд апреля Уфа становится настоящей джазовой столицей.
Организаторы фестиваля продолжили начатую чуть ранее маленькую традицию — знакомить уфимскую публику с самыми молодыми российскими джазовыми музыкантами. В этом году пригласили ансамбль из Челябинска — VG Collective. Ребята не ставят для себя строгих стилистических границ в музыке. как говорят они сами, «мы любим музыку разных стилей, но сердца наши верны джазу». За свою недолгую историю квартет стал лауреатом многих международных джазовых конкурсов и фестивалей — «Джаз на Байкале» (Иркутск), «Какой удивительный мир» (Челябинск), «GNESIN-JAZZ-INSTR» (Москва). Вдохновлённые творчеством современных джазовых музыкантов, VG Collective в своей концертной программе исполнили композиции как современного джаза в собственной аранжировке, так и авторской музыки.
Но не только этим составом была представлена челябинская джазовая школа. «Уральский диксиленд Игоря Бурко» (руководитель — Валерий Сундарев) — один из старейших ансамблей традиционного джаза, участник международных джазовых фестивалей в России и за рубежом. Диксиленд был создан в Челябинске в 1969 году трубачом Игорем Бурко и с тех пор вырос в ведущий российский коллектив, известный на мировой джазовой сцене. Участники ансамбля великолепно владеют не только стилем диксиленд, но и другими стилями современного джаза — от мэйнстрима и би-бопа до джаз-рока и smooth-jazz. Однако в основе репертуара — джазовая традиция. Примечательно, что одна из песен в исполнении солистки «Уральского диксиленда» Кристины Рыжковской была специально спета через мегафон, ради изменения тембра, который зазвучал как голос со старой грампластинки. Вообще, музыканты в «Диксиленде» поистине универсальны, ведь они не только мастерски играют, но ещё и подпевают в качестве бэк-вокала.
Безусловно, выступление Карины Кожевниковой, одной из ярких звёзд российской джазовой сцены, стало настоящим подарком для уфимцев. Уникальный тембр голоса, владение вокальной импровизацией, глубокое проникновение и умение передать смысл того, о чём поётся в песне, — всё это характеризует творчество Кожевниковой. Критики нередко называют её «русской Эллой Фитцджеральд», хотя Карина создаёт оригинальные версии джазовых стандартов, сохраняя свинговую стилистику. Вероятно, именно поэтому её талант особенно ярко проявляется в концертах с большими оркестрами. Карину приглашают в свои ансамбли многие известные музыканты — Лев Кушнир, Алексей Кузнецов, Георгий Гаранян, Александр Осейчук, Игорь Бутман и другие.
Следующие приглашённые гости фестиваля — прекрасные инструменталисты. Карлос Эчаварриа — виртуозный саксофонист и трубач. В своих композициях, специально аранжированных для башкирского биг-бэнда, сочетаются яркие кубинские ритмы с джазом. Саунд отличается от привычных для нас версий латин-джаза, это не какая-то знакомая сальса или босса-нова: это новый подход к джазу, где микшируются сложные ритмы кубинской и африканской музыки. Слушая игру Карлоса, нужно понимать одну очень важную вещь: хотя оба эти инструмента (саксофон и труба) являются духовыми, но особенности звукоизвлечения и техника игры на них очень сильно отличаются. Однако это обстоятельство совершенно не мешает молодому кубинцу демонстрировать прекрасное владение обоими инструментами.
Сергей Долженков — ведущий российский тромбонист, композитор, аранжировщик, солист «Московского джазового оркестра Игоря Бутмана». Прозвучали авторские пьесы Долженкова и композиции фьюжн-классики 1960‑х годов («Little Sunflower» Фредди Хаббарда, «Speak No Evil» Уэйна Шортера), но представленные с позиции сегодняшнего дня. Конечно же, основным настроением вечера стал мощный грув и энергия фанка. Кстати, все композиции также специально аранжированы для нашего оркестра. Как солист Сергей продемонстрировал поразительное искусство владения инструментом и глубокое музыкантское мышление.
Главный гость фестиваля, но далеко не впервые приезжающий в Уфу — народный артист России Даниил Крамер. Этот пианист давно любим уфимской публикой и в особом представлении не нуждается. Приятно слышать, что Даниил Борисович остаётся верен своей манере, умело вплетая в свои красочные рояльные импровизации цитаты из известных классических произведений.
Как и в прошлом году, все три фестивальных концерта провёл Кирилл Мошков (Москва) — журналист, обозреватель, писатель, музыкант, издатель и главный редактор журнала «Джаз.Ру», главный редактор ведущего отечественного джазового портала www.jazz.ru. Кроме того, 3 апреля Мошков также провёл творческую встречу с профессионалами и любителями, где рассказал о том, как начинался российский джаз, 100‑летие которого мы будем отмечать 1 октября.
Было бы несправедливо не отметить главного «участника» фестиваля, а именно — Эстрадно-джазовый оркестр Башкирской государственной филармонии. Я обратилась к художественному руководителю оркестра (и фестиваля), народному артисту Республики Башкортостан Олегу Касимову.
— В этом году фестиваль XXV, юбилейный. Наверное, это было очень значимо и ответственно.
— В каком-то смысле, да. Но поскольку он всё же ежегодный, то, конечно же, обдумывая летом и осенью планы на сезон, мы всегда помним про весеннюю «Пантеру». Ближе к открытию феста могут произойти какие-то изменения, что и случилось в этом году. По понятным причинам часть «международных» гостей не смогла принять участия в юбилейном джазовом марафоне. Но всё же после пандемии, когда два года назад проведение фестиваля отменилось буквально за неделю, какие-то иные изменения даются легче. В этом году состав приглашённых гостей пришлось спешно корректировать, но в конечном итоге фестиваль от этого только выиграл. С другой стороны, мы узнали сами, что оркестр может работать, не теряя качества исполнения, три вечера подряд с новыми программами, отрепетировать которые у нас было буквально несколько часов. Этому я как руководитель безусловно рад.
— Не тяжело ли было музыкантам?
— Единственная «жалоба», которую я слышал от ребят: «Надо больше заниматься». И это здорово, ведь когда музыканты понимают, что ещё есть потенциал, ещё есть куда расти в профессии — это очень ценно.
— Своего рода слоган нынешнего фестиваля: «Четверть века джаза!» Удалось это как-то обозначить?
— Конечно, планировали получить помощь, ведь подобные проекты довольно трудно проводить без финансовой поддержки. Не секрет, что многие фестивали живут на гранты. Мы сумели провести «Розовую Пантеру» своими силами, что нас укрепляет. И публика «проголосовала» за нас рублём. Мы, пожалуй, самый востребованный коллектив на сегодняшний день.
— Кого хотели бы отметить из своих оркестрантов?
— Все, точно все мои ребята молодцы, они очень ответственно подошли к экстремальным условиям работы на фестивале, и я горд и счастлив.
Это неудивительно, ведь оркестр растёт профессионально, музыканты вовлечены в процесс. Пожелаем фестивалю «Розовая Пантера» процветания, чтобы и дальше мы могли радоваться и наслаждаться этой невероятной музыкой, имя которой ДЖАЗ!