Все новости
Звуки музыки
31 Мая 2022, 14:25

горжусь творчеством своих учеников

28 марта на сцене Шаляпинского зала Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова прошёл юбилейный концерт, посвящённый 70‑летию со дня рождения и 50‑летию творческой деятельности профессора кафедры духовых и ударных инструментов Ильдара Махмутовича Султанова.

горжусь творчеством своих учеников
горжусь творчеством своих учеников

Автор — Алиса Сабирова

 

28 марта на сцене Шаляпинского зала Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова прошёл юбилейный концерт, посвящённый 70‑летию со дня рождения и 50‑летию творческой деятельности профессора кафедры духовых и ударных инструментов Ильдара Махмутовича Султанова.

Мы встретились с юбиляром незадолго до концерта в его классе с крайне аскетичной обстановкой — фортепиано, шкаф, стол, два стула… Ничего лишнего. Такой же по смыслу и была наша беседа — без лишних слов, только по существу… Но при этом тональность разговора была настолько доброй и уютной, что вызывала некоторый диссонанс с окружающим аскетизмом. Впрочем, в процессе общения мне удалось понять, чем вызвано эта краткость «по существу»: скромность — вот одно из основных свойств характера Ильдара Махмутовича.
— Мой первый вопрос, конечно же, довольно прост: как вы пришли в музыку?
— Мне было 9 лет, когда я впервые услышал на новогоднем представлении выступление духового оркестра. Со мной был мой друг Ислам Шарипов (ныне преподаватель Уфимского училища искусств). И меня, маленького мальчишку, заворожило стройное звучание оркестра, красивая строгая форма — шинели, брюки с кантом, ведь школа музвоспитанников (ныне РГИ им. Альмухаметова) была «полувоенной». И я в конце концов упросил маму, хотя она была очень против, отпустить меня учиться в эту школу-интернат, где я начал играть на кларнете. Моим первым наставником был заслуженный работник культуры Башкирии В. П. Бородкин. После школы попытался поступить в Казанскую консерваторию, но там был большой конкурс (13 человек на место) и отдали предпочтение «своему», казанскому, и тогда я поступил в УУИ сразу на третий курс, а по окончании — призвали в армию. Служил в Германии, в военном оркестре. В 1973 году поступил в УГИИ класс Г. М. Багдасаряна, а в 1977, будучи ещё студентом пятого курса, меня по рекомендации моего педагога и согласно приказу ректора взяли в институт преподавателем по классу кларнета. И вот с тех пор я и преподаю по сей день. После окончания института я поступил в ассистентуру-стажировку при ГМПИ им. Гнесиных в класс легендарного профессора, народного артиста России Ивана Пантелеевича Мозговенко.
— Расскажите, пожалуйста, о своей преподавательской работе подробнее.
— Так уж случилось, что чуть раньше, чем в институте, я начал работать в Средней специальной музыкальной школе при Институте искусств (ныне ССМК — А. С.), но потом был небольшой перерыв, а вот уже с 1991 года я постоянно параллельно преподаю в ССМК. Работал также и в РГИ им. Альмухаметова с 1988 по 2021 гг. В институте с 1980 по 1988-й и с 2002 по 2004 гг. — зав. кафедрой духовых и ударных инструментов УГИИ.
Я восхищаюсь и горжусь творчеством своих учеников. Их более 80 — как выпускников института искусств, так и выпускников гимназии им. Г. Альмухаметова и ССМК. Среди них: заслуженный артист Московской области Зуфар Габидуллин, заслуженный работник культуры РФ Сергей Кузнецов, народные артисты Башкортостана Роберт Юлдашев и Артём Макаров (оба несколько лет учились у меня в институте), заслуженные артисты Башкортостана Азат Умергалин и Рустам Султанов, заслуженный работник культуры РБ Александр Матвеев. Многие мои ученики разлетелись, как птенцы, по самым разным городам — Москва, Санкт-Петербург, Смоленск, Вологда, Пермь, Набережные Челны, Краснодар, Братск и Севастополь. Многие остались здесь, в Башкортостане. В оркестре Башкирского государственного театра оперы и балета и Национальном симфоническом (НСО РБ — А. С.), буквально во всех учебных заведениях музыкального образования рес­публики трудятся мои ученики. Я бесконечно рад и счастлив, что они достигли успехов в профессии, в музыке. Может быть, это немного пафосно звучит, но это так.
— Профессор, это же факты, и у них нет эмоциональной окраски. Можно только радоваться, что вы и ваша преданность выбранной профессии имеет такие прекрасные плоды.
К слову сказать, весь этот концерт был совершенно блестяще организован именно учениками Ильдара Махмутовича. Ещё более трогательно, что многие, кто не смог приехать, прислали свои музыкальные видеопоздравления — как сольно, так и в составе ансамблей и оркестров, подчас ими же самими и руководимыми.
Первым на сцену вышел сын юбиляра, заслуженный артист РБ Рустам Султанов, исполнивший Адажио из концерта для кларнета с оркестром Моцарта. Можно только представить, какую гордость испытывает отец, ведь на сцене — не просто сын, но и успешный выпускник.
Вообще учеников, выступивших на концерте, было много. Из «действующих» — девятиклассник ССМК Роберт Бикбаев с известнейшим «Чардашем» Монти; студент 4 курса института Ильназ Хисамов с Концертино К. М. фон Вебера. Из выпускников — солист оркестра БГФ им. Х. Ахметова Азат Шарафутдинов (Первая часть Концерта № 1 фон Вебера).
Очень проникновенно сыграл на курае попурри из башкирских мелодий и искренне поблагодарил своего — пусть и недолгое время! — учителя за наставничество и вовремя подсказанный музыкантский путь народный артист Башкортостана Роберт Юлдашев. Но «как причудливо тасуется колода»! Выяснилось случайно, что народный артист Башкортостана, художественный руководитель эстрадно-джазового оркестра Башкирской государственной филармонии Олег Касимов — музыкальный внук профессора Султанова (т. е. учился у выпускника).
Было зачитано множество поздравительных адресов, но очень запомнились тёплые слова-воспоминания ныне директора ССМК, заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан Ришата Сагитова о том, с каким трепетом ждали на урок по специальности ученики школы Ильдара Махмутовича.
И вот здесь, на мой взгляд, имеет смысл задержаться: то, что сделал профессор Султанов — это действительно школа. Уфимская кларнетовая школа. Об этом небезосновательно говорили и говорят его ученики.
Конечно же, ярким, искромётным финалом стало выступление настоящих звёзд кларнетового исполнительства в республике: Тимур Гимранов и Юсуп Мигранов (оба работают в НСО) с «Шалом алейхем ров Фейдман» венгерского кларнетиста и композитора Белы Ковача и «Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра памяти Бенни Гудмена» Александра Цфасмана соответственно. И будто бы соревнуясь с ними, солировал дирижёр духового оркестра Культурного центра МВД по Республике Башкортостан капитан полиции Денис Нуриманшин, сыграв концерт Арти Шоу для кларнета с оркестром. Завершилось всё полькой для пяти кларнетов (их было гораздо больше!) Зденека Кротила.
И следует особо отметить, что на протяжении всего вечера играл Духовой оркестр БГФ им. Х. Ахметова, руководитель и дирижёр — заслуженный артист РБ Фиргат Сафуанов.
— Ильдар Махмутович, насколько я знаю, вы всегда работали не только как преподаватель, но и концертирующий музыкант.
— Да, всё верно. Ещё во время учёбы в институте я начал работать в только что организованном оркестре при МВД Башкирии под управлением Георгия Иващенко. После — некоторое время в составе симфонического оркестра Башкирского театра оперы и балета. Позднее, когда был создан оркестр «Шарк» (ныне НСО РБ — А. С.) под руководством Тагира Камалова, я играл и в его составе. И параллельно, конечно же, я часто играл в камерных концертах с моими коллегами по институту — Алексеем Калачёвым, Андреем Ковалём, Рустамом Губайдуллиным, Сергеем Дукачёвым, Эдуардом Гайфуллиным, Зилей Юльякшиной, Гульшат Каримовой и другими музыкантами. Преимущественно мы играли, конечно же, произведения наших башкирских композиторов, в том числе современников. Есть много записей на телевидении и радио. Есть множество научно-методических публикаций — это составление и редактирование сборников произведений, особенно башкирских композиторов. Мне это важно и необходимо для моей работы.
— Мы всё время говорим с вами о работе. Наверняка есть у вас и поддержка в семье, верно?
— Конечно! Семья — это то, ради чего я всегда работал. Моя супруга — пианистка Алевтина Ивановна — всегда поддерживала меня и в работе (была долгое время концертмейстером в классе профессора Султанова — А. С.), и в жизни. Мы вместе со студенческих лет, и я уверен, что мне очень повезло, ведь у нас всегда было взаимопонимание — не только человеческое, но и музыкантское. Я счастлив, ведь я занимаюсь любимым делом.
— Спасибо вам, Ильдар Махмутович, за приятную беседу!
От себя, коллег-музыковедов и всей редакции журнала поздравляю юбиляра и хочу пожелать доброго здоровья, долгого и успешного творчества, талантливых учеников и семейного благополучия. Вы — прирождённый музыкант и артист. Низкий поклон за ваш талант и мастерство!

горжусь творчеством своих учеников
горжусь творчеством своих учеников
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: