Все новости
Звуки музыки
4 Февраля 2023, 00:11

Всегда помни о корнях!

24 ноября 2022 года в концертном зале Среднего специального музыкального колледжа состоялся концерт, посвященный 25‑летию творческой деятельности композитора Марата Файзуллина, начинавшего свой творческий путь в стенах этого учебного заведения. Главным посылом автора к слушателям была мысль о том, как важно чтить и помнить свои корни. В теплой атмосфере родного для композитора ССМК Марат Файзуллин поделился наиболее яркими воспоминаниями, связанными с годами становления и их значением в жизни музыканта. Каждое произведение, прозвучавшее на концерте, – отражение того или иного этапа 25-летней работы, результаты которой впечатляют: музыка к более чем 150 художественным, документальным и анимационным фильмам, театральным постановкам, симфонические и камерные произведения, альбомы и релизы на ведущих мировых музыкальных площадках. Концертная программа включила в себя камерные и фортепианные сочинения, написанные в предыдущие годы и созданные за последнее время. После концерта Марат приоткрыл завесу «творческих тайн», ответив на вопросы.

Всегда помни о корнях!
Всегда помни о корнях!

Автор — Ольга Журавлёва

 

24 ноября 2022 года в концертном зале Среднего специального музыкального колледжа состоялся концерт, посвященный 25‑летию творческой деятельности композитора Марата Файзуллина, начинавшего свой творческий путь в стенах этого учебного заведения. Главным посылом автора к слушателям была мысль о том, как важно чтить и помнить свои корни. В теплой атмосфере родного для композитора ССМК Марат Файзуллин поделился наиболее яркими воспоминаниями, связанными с годами становления и их значением в жизни музыканта. Каждое произведение, прозвучавшее на концерте, – отражение того или иного этапа 25-летней работы, результаты которой впечатляют: музыка к более чем 150 художественным, документальным и анимационным фильмам, театральным постановкам, симфонические и камерные произведения, альбомы и релизы на ведущих мировых музыкальных площадках. Концертная программа включила в себя камерные и фортепианные сочинения, написанные в предыдущие годы и созданные за последнее время. После концерта Марат приоткрыл завесу «творческих тайн», ответив на вопросы.

— Какие темы поднимаются в последних ваших работах, о чём сейчас интересно писать?
— Определяющей темой является народная музыка — русская, башкирская, татарская, калмыцкая, других народов России, с 2006 года занимаюсь её актуализацией. Работаю с пластами русской архаичной музыки, элементы которой потом использую в своём творчестве. Мои композиции на башкирские народные темы издаются на крупных зарубежных лейблах и очень хорошо принимаются публикой. Сейчас я заканчиваю работу над первым в Калмыкии этнобалетом по одноименному эпосу «Медноволосая девушка», хореографом-постановщиком которого является Петр Тимофеевич Надбитов, всемирно признанный мэтр народного танца.
Я вижу, как в обществе повышается внимание к своим корням, к тому, что прошло сквозь века и остается с нами и внутри нас, что пробуждает генетические коды каждого.
— Помнить о своих корнях, чтить и беречь родную землю — об этом ваши «Сказки о маме». Какое место они занимают в вашем творчестве?
— «Сказки о маме» — одна из моих любимых концертных программ, мультимедийный проект для оркестра, электроники, чтеца и видео, с большим успехом исполняющийся во многих городах России. Музыка основана на саундтреках к фильмам «Атлантида Русского Севера» и «Сказки о маме» режиссёра Софьи Горленко.
«Сказки о маме» для меня скорее медитация, чем концерт. Мне важен сам процесс проживания и трансляции глубинных состояний, инсайдов, которые происходят прямо на сцене. Здесь нет места пафосу, важны только внутренние переживания на заданную тему. А тема «Сказок о маме» — загадочный Русский Север как образ наших корней. Стало традицией в начале каждого года встречаться со зрителями на этой программе.
— Жанры симфонической и камерной музыки — одни из самых сложных в творчестве любого композитора. Расскажите о недавних премьерах…
— Премьеры проходят регулярно. В конце октября 2022 года на фестивале «Музыка, рождённая ветром», проходившем в Уфе, Национальный оркестр народных инструментов РБ под управлением Линара Давлетбаева исполнил четыре партитуры, написанные мной специально для этого фестиваля. При их создании я использовал принципиально новый метод фрактальной композиции. Результат уже оценили коллеги-музыканты, и, быть может, через какоето время этот прием откроет целое музыкальное направление. Знаковым для меня стал концерт в ноябре 2022 года, приуроченный к 25-летию творческой деятельности.
Я воспринимаю музыку многослойно, насыщенно. Оркестровое мышление иногда мешает в работе над музыкальной фактурой, приводя к её высокой плотности. В этих случаях приходится избавляться от усложняющих элементов, чтобы более чётко раскрыть основную мысль. Выкристаллизовать чёткую и яркую мелодию совсем непросто, идет постоянный поиск баланса между сложным и понятным, красивым и глубоким, выразительным и простым.
— Сегодня ни одну область нашей жизни невозможно представить без цифровых технологий, в том числе культуру. Какие разработки используете?
— Изначально всю музыку я записываю в цифровом формате. Только потом пишется партитура и записываются живые инструменты. Часто цифровое звучание сочетается с записью живых инструментов. Так было, например, при создании музыки к грандиозному театрализованному представлению по мотивам башкирского эпоса «Урал-батыр» на открытии Фольклориады, где я был официальным композитором. Оркестровая партия записывалась в цифровом формате, а башкирские народные инструменты — в живом исполнении. А вот для церемонии открытия памятника Герою России Минигали Шаймуратову, наоборот, основой моего произведения по мотивам песни З. Исмагилова и К. Даяна «Шаймуратов генерал» стало живое звучание хоровой капеллы и оркестра, которое дополнили электронные инструменты.
Музыка записывается на студии «Cinemusic Уфа». За годы работы я собрал уникальную библиотеку, состоящую из более тысячи авторских композиций. В 2022 году российским создателям кино и видеоконтента был закрыт доступ к большому объему лицензионной музыки, поэтому я со своей командой начал работу над IT-программой, которая называется «Звуки. Музыка». Пользователи программы смогут легально использовать файлы библиотеки, пополняющейся различными фондами. В декабре 2022 года мы представляли проект в Москве и стали победителями Первого питчинга региональных старт­апов Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России. Невозможно обойтись без цифровых технологий и в работе моих двух лейблов и интернет-издательств «Aera records» «Afarin records».
— В 2022 году вы работали сразу в нескольких грантовых проектах Фонда поддержки регионального кинематографа: фильмы «Кокколито. Танцующие над бездной», «Миры на Байкале. 15 лет спустя» режиссёра Владимира Марина, «О чём молчат наряды» режиссёра Софьи Горленко. Последний является вашей третьей совместной работой с режиссёром. Киноальманах посвящен народному костюму. Один из фильмов альманаха снимался в Зианчуринском районе Башкирии. Что нового вы открыли для себя в процессе работы?
— С Владимиром Мариным меня связывают более десяти лет совместной работы над десятками документальных фильмов, часть из которых посвящены российским морям и Арктике. Поскольку я сам был участником Морской комплексной арктической экспедиции на ледоколе «Михаил Сомов», мне близки эти темы. В этом году совместно с режиссёром была записана песня для фильма об арктических водорослях кокколито про эти самые водоросли. Её исполнили участники арктической экспедиции во время съемок прямо на палубе ледокола. Каждый фильм В. Марина становится событием в научно-популярном кино и неизменно забирает главные призы на всех кинофестивалях.
Наш тандем с Софьей Горленко всегда даёт совершенно непредсказуемые результаты. Ее фильмы — это отдельная вселенная настоящей России, где живут сказки, предания, традиции и легенды. Связь тонкого и внешнего миров она передает через человеческие истории, истории костюмов, путешествий и странствий. В проекте «О чём молчат наряды» мне понравился факт, что фильм с монтажа пришел ко мне в работу с моей же музыкой в качестве референса. Режиссёр прислала мою же музыку в качестве примера, не зная, кто автор. Это показатель того, что наши мысли находятся в одном инфополе, поэтому и получаются очень интересные результаты.
— В рамках проекта «Россия 2062. Большая земля» в 2022 году при поддержке Института развития интернета (ИРИ) снят документальный сериал «Россия. Ближайшее будущее» о будущем России и её людях. Расскажите о работе над этим проектом.
— «Россия. Ближайшее будущее» — сериал из 15 серий, для которого я написал более ста композиций продолжительностью почти пяти часов. Поскольку музыка к фильму основана на народной мелодике, в ход пошло всё: гусли, синтезаторы, гитары, балалайки и много чего ещё — широкий спектр красок, как сама современная Россия. Сейчас формируем OST (оригинальный саундтрек), так что скоро можно будет послушать! Работая над проектом, в очередной раз убедился в актуальности того, чем занимаюсь — интеграцией народной музыки в современное музыкальное пространство.
— В каждом человеке присутствует тёмная и светлая стороны. Люди, занимающиеся творчеством, наделены особым даром чувствовать и раскрывать эту тему через образы. Ощущаете ли вы в себе взаимодействие тьмы и света? Если да, как это выражается в творчестве?
— Безусловно, музыка — это лишь производный, вторичный продукт жизнедеятельности личности. Для меня это как бы вехи, ступени, которые я фиксирую на своём духовном пути. Я иду к Свету, Богу и музыкой лишь проявляю, фиксирую качества души. И считаю, что все дано свыше и нет ни одной ноты, которую я бы мог назвать своей.
— Прослушивая некоторые ваши произведения, ловила себя на ощущении, что музыка располагает к медитации. А что помогает вам перезагружаться?
— Для меня лучшая разгрузка — прогулка по городу. Наблюдать со стороны за протекающей вокруг жизнью, проходящими мимо людьми — это отдых и одновременно источник новых впечатлений.

Всегда помни о корнях!
Всегда помни о корнях!
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в