Все новости
Звуки музыки
18 Марта 2023, 14:50

Родом из детства

Родом из детства

Родом из детства
Родом из детства

Автор — Виктория Симонова

 

Азамат
Формальным поводом для статьи послужил выход в печать сборника произведений «Скрипичный альбом» композитора Азамата Азнагулова. Но вызревало желание рассказать об этом человеке не один год.
Помню пытливый взгляд карих глаз студента класса корифея башкирской музыки Загира Гариповича Исмагилова на концертах, которые собирали интересующихся творчеством молодых композиторов в Шаляпинском зале нашего института искусств. «Перспективный автор», — подумала я.
Промелькнуло лицо Азнагулова в клипах Башкирского телевидения с участием Роберта Юлдашева, и музыка понравилась, и повеяло свежим современным, стильным… «Хороший мелодист», — отметила я про себя.
Глаза композитора скрылись за чёрными очками, виски посеребрила седина, но на первый план выступил отличный концертмейстер — музыкальный, аккуратный, точный и органичный в ансамбле. И что характерно — тонкий интерпретатор стилей других башкирских авторов. И не только башкирских.
Запомнился фортепианный «Экспромт» Азнагулова, в начале сдержанный, слегка отстраненный, а затем эмоционально насыщенный в кульминации. Он прозвучал на одном из концертов выдающегося педагога, профессора, заведующей кафедрой духовых и ударных инструментов УГИИ имени Загира Исмагилова, заслуженного деятеля искусств РБ Лидии Фоменко. Причём мудрая Лидия Борисовна, каждым концертом повышающая планку исполнительских изысков, всегда включала Азамата Рафаиловича в свои креативные программы как константу.
«Какой отличный музыкант! Почему он так редко появляется?», — мелькнула мысль.
А потом случился «Елкэн», просто чудесный конкурс юных музыкантов, в котором звучала музыка композиторов Башкортостана и народная. И тут появление Азамата Азнагулова как концертмейстера Детской музыкальной школы № 7 и автора стало последней каплей. «Надо о нём рассказать», — решила я.
Он родился в ССМК (бывший уфимский роддом на перекрёстке Ленина и Пушкина), и с ранних лет тянулся к музыкальным инструментам, вслушивался, пытался извлекать из них звуки, причём на фортепиано заиграл «с нуля» обеими руками. В 1977 году поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Уфимском государственном институте искусств. Школа занимала весь третий этаж института. Педагогом по специальности Азамата стал уже тогда один из самых известных исполнителей-баянистов Раджап Юнусович Шайхутдинов, и его личность и профессиональная подготовка оказали огромное влияние на юного музыканта.
О первых композиторских опытах Азамат рассказывает так:
— Безусловно, самым главным моим учителем является Рустам Амирович Хусаинов. Именно с его легкой руки мои «необузданные» музыкальные фантазии обрели русло и поплыли в правильном направлении. Рустам Амирович вёл у нас сольфеджио, куда все дети ходили как на праздник. Я чем-то привлёк его внимание. Наверное, свободным владением инструмента и тягой к музицированию. Он начал устраивать в классе композиторские конкурсы и всегда поощрял «лауреатов». В качестве призов выступали и нотные тетради, и заморские карандаши, и ручки, и плитки шоколада.
Мои музыкальные «мысли» начали обретать форму: от периода до двухчастной и даже до трёхчастной… Он сумел распознать во мне композиторское начало и бережно «вёл» меня до окончания школы. Почему бережно? Дело в том, что в средних классах я очень увлёкся джазом. Мой друг Арсен Камаев «снабжал» меня дисками и кассетами. Я очень много слушал, «снимал». В один прекрасный день поиграл Рустаму Амировичу. Ему понравилось, хотя я почувствовал некую сдержанность в его оценке… И только спустя годы я наконец то понял, что он «оберегал» мой академизм! Ведь джазом можно было просто заболеть, и неизвестно, куда бы меня занесло…
Уже потом, в годы студенчества, когда моя академическая школа обрела «моральную устойчивость», я познакомился с Сергеем Геннадьевичем Чипенко, который вёл джазовую импровизацию. И тут мой пыл, необузданные эмоции раскрылись в полной мере, за что ему спасибо!
Я учился у многих корифеев, и всем я благодарен: Рафаилу Габдулхаевичу Касимову, Вячеславу Андреевичу Баркалову, Загиру Гариповичу Исмагилову.
Музыка рождалась здесь, на родной земле, но произведения Азамата Азнагулова звучали и за пределами республики. Так, в 1996 году на международном конкурсе пианистов «Музыкаль де Франс» в Париже его «Вариации для фортепиано» блестяще исполнила тогда студентка-пианистка, а ныне министр культуры Республики Башкортостан Амина Шафикова.
А потом началась жизнь профессионального композитора, которая, как правило, и сложна, и интересна своей непредсказуемостью. И (внимание!) среди произведений композитора стали появляться пьесы, которые он написал специально для юных музыкантов!
Факт примечательный и неординарный и здесь хочется остановиться. Именно он объясняет присутствие на фото не парадного портрета авторов, а трио. Одно дело — писать музыку для детей, расширяя репертуар наших музыкальных учебных заведений, что, несомненно, дело благородное. И другое — дарить пьесы адресно, учитывая индивидуальные особенности и способности конкретного ребёнка, юного исполнителя, с которым связывают не только учебные, но и дружеские отношения.
Эвелина
Эвелина уже семиклассница Среднего специального музыкального колледжа, но знакома с композитором с детства. Правда, до её истории с флейтой сначала ей дали в руки скрипку. Ещё бы! Мама — педагог и скрипачка. Что называется, на роду написана струнная судьба.
Но как-то, услышав симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк», дитя так воодушевилось тембром флейты, что заявило: «Теперь я знаю, на чём буду играть!»
Ей повезло — концертмейстер в классе флейты оказался композитором! И первое сочинение Азамата Рафаиловича, которое она исполнила, а это была его «Колыбельная», стало мостиком, по которому они дальше пошли вместе. Росли исполнительские навыки, и с ними усложнялись пьесы Азнагулова.
Слово — Эвелине:
— С музыкой композитора меня познакомила мой первый учитель Марина Николаевна Носивец, за что я ей очень благодарна. Это всегда были красивые мелодии, которые легко воспринимались на слух и запоминались. Мелодия лилась как ручеёк, сама собой, каждая нота была естественной.
Первым серьёзным сочинением автора для меня стала «Элегия». Новым было исполнение мелизмов, украшений. Их композитор вписывал в мелодию, добиваясь естественности звучания. В «Поэме» я тесно сотрудничала с композитором, мы оговаривали и динамику, и штрихи. Это был первый опыт в музыкальной редакции произведения. И было приятно осознать, что мой преподаватель Лидия Борисовна Фоменко одобрила редакцию «Поэмы», так что работа сделала нас в каком-то смысле соавторами.
Арлан
Арлан Хакимьянов, без сомнения, человек с уникальным даром. Даром жить «на полную катушку». Не лелея свой талант музыканта, он тратит время на все виды деятельности, что ему на данный момент интересны: профессионально занимается футболом в команде «Dinamo jr» (ФК «Динамо»), служит в оперном театре в хоровой студии и бестрепетно участвует в спектаклях, выступал с самим Максимом Дунаевским, производит эффект везде, где бы ни появлялся.
Его активная позиция проявилась и в работе с Азаматом Рафаиловичем. Юный скрипач тоже увлекается джазом, ведь так притягательны для исполнения бессмертные хиты Луи Армстронга, Рэя Чарльза, Ирвина Берлина, а игра в дуэте, да еще с другим по звучанию инструментом, флейтой, интереснее вдвойне! И здесь на помощь приходит наш Маэстро. Арлан предлагает свою интерпретацию написанного. Здесь не тот акцент, тут иная артикуляция… Мудрый Азамат Рафаилович слушает, и там, где Арлан его переубеждает, спокойно берёт ручку и вносит изменения или уточнения… Как результат — первая премия на джазовом конкурсе весной этого года сначала в Уфе, потом в Казани, где трио Талипова — Хакимьянов — Азнагулов впечатлило жюри больше других.
Рассказывает Арлан:
— Я играю произведения Азамата Рафаиловича с ранних лет, как только пришел учиться на скрипке. Сначала это были простые мелодии, потом пошли пьесы сложнее — баллады и романсы. В них всегда я чувствовал грусть и печаль. Сейчас я работаю над Концертино и могу сказать, что это совершенно иной характер, совсем другой темперамент. Мне главная партия в Концертино напоминает ритмический рисунок Тарантеллы. Музыка, созданная Маэстро, несёт в себе активное, жизнеутверждающее начало, вселяет надежду и веру в добро.
Компания
Им вместе интересно. С ними он, как дома.
Азамат бережно относится к таланту своих подопечных, подогревает в них исполнительский интерес авторскими работами, прислушивается к мнению юных дарований и деликатно направляет, открывая удивительный красочный мир Музыки! А Эвелина и Арлан, чувствуя поддержку, становятся первооткрывателями его сочинений!
Он работает особенно активно в последние годы, пишет в серьёзных академических жанрах, но для детской музыки, для своих юных друзей в его творческом портфеле всегда есть кармашек. А поводом для нового опуса может стать простой вопрос композитора: «Что вы хотите сыграть?»…

Родом из детства
Родом из детства
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: