Все новости
Звуки музыки
28 Марта 2023, 18:00

«Просвет»

Выступлений нашего земляка, пианиста, композитора, педагога и исследователя-публициста, заслуженного артиста Башкортостана Марата Губайдуллина публика всегда ждет с нетерпением. Его профессионализм признан далеко за пределами не только республики, но и России. В творчестве Марата Рустамовича гармонично отражается его многогранная личность. Пианистическое исполнительство отличается не только блестящей техникой, но и проникновенной выразительностью вкупе с уникальной и тонкой интерпретацией. Композиторское же творчество, помимо прочего, насыщено «тонким чувством богатства фортепианной регистровой колористики», а также знанием новейших композиторских техник и возможностей инструментов.

«Просвет»
«Просвет»

Автор — Дарья Кириллова

 

Совсем недавно, 21 февраля в Малом зале Башкирской государственной филармонии имени Х. Ахметова состоялся долгожданный концерт с красноречивым названием «Эксклюзивная классика». Вечер вела одна из лучших действующих лекторов‑музыковедов Уфы Виктория Симонова. Она лаконично и вместе с тем ёмко рассказала о судьбе композитора, его родителях, этой «музыкальной династии» и процитировала положительные высказывания знаменитых мэтров, деятелей искусства (например, А. Маклыгина, И. Хисамутдинова, Г. Пелециса, И. Ханнанова и др.) о сочинениях Марата Губайдуллина.
Первое отделение пианист посвятил творчеству Людвига ван Бетховена, выбрав Третью и Четырнадцатую сонаты. Что тут скажешь? Образцовое исполнение, филигранное владение инструментом, выразительная фразировка с присущим венскому классицизму благородством линий. Хотя всё это и ожидалось залом, к красоте нельзя привыкнуть, так и с выступлениями Марата Губайдуллина: они от раза к разу не перестают, так сказать, поражать людей в самое сердце. Хочется добавить, что очень порадовал выбор репертуара: стоило прийти на концерт хотя бы из-за одной только второй части Третьей сонаты, ну а знаменитую Четырнадцатую — «Лунную» — можно ставить на «репит» часами напролёт и не бояться, что она надоест.
Во втором отделении впервые в сценическом воплощении прозвучал вокальный цикл Марата Рустамовича «Просветы» на стихи Константина Бальмонта (приятным и полезным дополнением стало то, что тексты всех стихотворений распечатали и заботливо разложили по зрительским местам). В качестве певицы выступила прекрасная и талантливая Эльвина Каюпова, обладательница кристально-чистого, тембрально мягкого и светлого сопрано. За роялем сидел, конечно, сам автор. В этом дуэте на профессиональном и просто человеческом уровне присутствовало то самое взаимопонимание, которое даёт возможность создать полноценный музыкальный образ. Точно можно сказать, что это просто замечательный творческий союз двух молодых и перспективных, пластичных и утончённых музыкантов.
Цикл состоит из небольшого фортепианного введения и восьми связанных меж собой пьес: «Смотри, как звёзды в вышине», «Линии света», «Ночной дождь», «Черкешенке», «Разлучность», «Просветы», «Люди солнце разлюбили», «Набат». Все они как бы пронизаны тем самым «мгновенным серебром», которое очаровывает всех вокруг. Хотя вокальные номера идут «attacca» и связаны тематикой, композитору удалось сделать их стилистически различными. Особо выделился номер «Ночной дождь» чётко ощутимым оттенком джаза, что стало неожиданностью на контрасте с другими частями. Для каждой пьесы автор нашёл свою «изюминку»: в «Смотри, как звёзды в вышине» — отсылка к Дебюсси, в «Линиях света» — к Свиридову, «Черкешенка» отличается яркой метро-ритмической организацией, «Набат» насыщен колокольностью в партии фортепиано и декламационностью у голоса. Впрочем, более глубоким анализом данного опуса обязательно займутся музыковеды.
Поэзия Серебряного века и музыка Губайдуллина сплелись в волшебное, невесомое покрывало, способное унести человека далеко от суеты, дыма и копоти в мир удивительно хрупких, но пленительных образов.
Важно сказать, что публика оценила и первое, и второе отделения бурными аплодисментами, выкриками «Браво!» и многочисленными букетами. Однако в течение самого выступления в зале стояла благоговейная тишина.
Этот концерт стал незаменимой «панацеей», «просветом» (лучше и не скажешь) от каждодневной гонки в никуда, дал вздохнуть полной грудью и, оглянувшись вокруг, заметить прелесть жизни. Одна беда — к таким замечательным событиям возникает привыкание. Поэтому мы все с нетерпением ждём новых открытий Марата Губайдуллина и горячо приветствуем новые концерты.

«Просвет»
«Просвет»
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: