Все новости
Звуки музыки
1 Мая 2023, 10:20

Последние рок-звёзды

Что может объединить четверых обладающих культовым статусом человек, каждый из которых без труда может собрать стадионы поклонников? Возможно, вера в мечту? Или стремление вернуться к своим рок-н‑ролльным корням, когда музыка и бизнес были двумя несовместными понятиями, а к общему знаменателю приводило лишь творчество? Так или иначе, стремительно возникший конгломерат японского рока THE LAST ROCKSTARS, состоящий из Йошики (YOSHIKI), Хайда (HYDE), Сугизо (SUGIZO) и Мияви (MIYAVI), заявивший о своём создании в ноябре прошлого года, уже провёл свой дебютный мини-тур под названием «THE LAST ROCKSTARS Live Debut 2023 Tokyo – New York – Los Angeles».

Последние рок-звёзды
Последние рок-звёзды

Автор — Элла Молочковецкая

 

Сразу опровергнув проверенную практику «запись альбома — тур», участники группы отважно двинулись в путь, имея в наличии только один доведённый до результата релиз, несколько намёток и идей. Однако это не помешало им с триумфом выступить на больших площадках в трёх указанных выше городах.
«Возрождение гитарного рока», «Эмоциональный взрыв», «Чётко продуманный хаос» — такие определения возникали у публики, посетившей концерты. Зная творческий путь участников группы, нетрудно догадаться, что каждый из них не только стал полноценным создателем нового саунда, но и привнёс что-то своё.
Интересен выбор инструментов: в группе официально нет басиста. Йошики, как и положено, играет на барабанах и рояле, Сугизо — на гитаре и скрипке, Мияви — на гитаре. Обоих их можно назвать и бэк-вокалистами. А главный вокалист Хайд при случае может исполнить партию ритм-гитары или пару раз ударить по тарелкам. Нельзя не отметить использование электронных технологий в некоторых композициях, что значительно осовременивает звук. В итоге, учитывая изначальную эклектичность японского рока, не слишком любящего жанровые клише, получается то, что с натяжкой можно назвать «тяжёлый глэм». Или — получивший современное развитие Visual Kei — один из самых известных жанров джей-рока.
Уже с первых концертов, прошедших в Токио в Ariake Arena и Tokyo Garden Theater, стало ясно, что, несмотря на некоторый мандраж, заметный только профессионалам, каждый из участников группы стремится с товарищами составить единое целое. Это не так просто, учитывая стаж работы Йошики в X JAPAN — группе, с которой его ассоциируют и по сей день; Хайда — в L'arc En Ciel и VAMPS; Сугизо — в LUNA SEA и в сотрудничестве с теми же X JAPAN. Мияви всегда развивал свою сольную деятельность в различных жанрах, включая фанк, поп-рок и электронику. И, тем не менее, к концу тура окончательно стало ясно, что эти четверо — «одной крови». Если, будем надеяться, не помешают обстоятельства, группу ждёт большое неоднодневное будущее.
Финал тура TLRS состоялся в Лос-Анджелесе, на сцене отеля Hollywood Palladium. Благодаря платформе Veeps его можно было увидеть как трансляцию почти по всему миру. Начался концерт с довольно большим опозданием. Полтора часа фанаты сперва смотрели на выступление девчачьей команды Band-Maid; затем маялись под песни из репертуара Дэвида Боуи, глядя как под потолком висит пока не подсвеченный диско-шар, а за кулисами Сугизо проводит пару раз смычком по струнам. Позже оказалось, что причиной задержки стали неполадки со световой аппаратурой, что немного изменило сет-лист и заметно ускорило темпоритм выступления.
Наконец под всеобщее ликование раздалось желанное «Bigidan, bigidan, ban, ban, ban…» — крайне незатейливый, но намертво запоминающийся рефрен главной (она же закрывала концерт и, соответственно, тур) песни «THE LAST ROCKSTARS». Эта японская версия «Мы к вам заехали на час» презентовала нешуточные ожидания артистов от фанатов и самих себя и заряжала всех для того, чтобы с огоньком провести время.
«Are you f..king ready?» — вопрошал во всю силу своих легких Хайд перед началом собственного кавера «6 or 9». В новой версии он шаманит, изгибается в змеиной пляске, заманивает зрителя в собственный ритуал. Несмотря на танцевальный ритм, все рокеры двигаются, подобно «волкам вечерним» — красиво, агрессивно, рок-н‑ролльно.
Если на первых выступлениях в Японии волосы Хайда были собраны в хвостик, напоминающий самурайский кинжал кайкэн, то в Америке его причёска преобразилась в нечто более современное. Что дополнило облик фронтмена, в его длинном пальто с меховым воротником, надетом на накачанный торс, который пересекает татуировка змеи. Сугизо, по впечатлениям поклонников, вспомнил молодость, и облачил свои бесконечные ноги в короткие кожаные шорты и длинные ботфорты. Мияви, со стильной причёской, в удобных кроссовках, олицетворял собой спортивный шик. А Йошики… был как обычный элегантный Йошики — в облегающих кожаных штанах, сияющих рубашках-разлетайках. Увы, факт, что в этом туре он не носил шейный бандаж, призванный уберечь от травм неоднократно страдавшую шею. Типично для лидера группы, заявившего, что THE LAST ROCKSTARS — «последний шанс» для музыкантов.
«Messiah» была заявлена как новая песня. Включение надрывного рэпа Мияви позволяет предположить его авторство композиции. Постоянно меняющий на протяжении концерта гитары с эксклюзивных на ещё более редкие, искусственно состаренные, Сугизо на сей раз выбирает гитару, художественно расписанную в хипповском духе.
Here’s The Love — новая песня, гитарный рифф которой не посрамил бы и Led Zeppelin. Вообще, разумное распределение номеров позволяло каждому музыканту, словно в джазе, посолировать, показав себя во всей красе, затем отойти в тень и немного отдохнуть. Потому что следующая песня авторства Йошики «Beneath The Skin» требует ото всех максимального напряжения сил. Вокальные данные Хайда позволяют ему держать ноту каждый раз, когда Йошики стремительно перебегает от ударной установки к своему прозрачному роялю Yoshiki Kawai.
Гитарный батл Сугизо и Мияви в по-хорошему наступательной подаче показывает разность манер их игры. Сугизо — плоть от плоти метал-классики, Мияви играет слэпом, по типу своих американских фанк-кумиров. Они играют вместе и по отдельности, пересекаются, буквально, высекая искры. По их собственному признанию, Мияви — мастер ритма, Сугизо — мелодии.
И сразу после этого Сугизо выходит со скрипкой — инструментом для него мучительным, ибо детские занятия отнюдь не были праздником. Манера игры музыканта настолько индивидуальна, что уже по одной первой ноте, больше напоминающей скрип или всхип, его можно узнать. В этот момент Сугизо напоминает наше представление о Паганини — тот же хищный профиль, изящные взмахи рукой в направлении зала, полное погружение в материал.
Лично для автора этих строк «Folly» — композиция, плавно продолжающая скрипичное соло, стала фаворитом — за счёт своей необычной для данных исполнителей подачи. Вышедший в залихватской шляпе с пёрышком; с маленькими руками, затянутыми в кожаные перчатки, Хайд вливается в электронное звучание нарочито ровным тоном. К сожалению, не зная текста, трудно понять, о чём идёт речь в этой песне. Но, зная неравнодушие Сугизо к мировым проблемам, думается, что содержание её весьма трагично. Максимального напряжения композиция достигает, когда Хайд в рупор выкрикивает завершающие слова песни. Каждый раз после этого на его глазах выступают (скупые мужские) слёзы.
Настаёт пора Мияви показать класс игры на акустической гитаре, следом трое музыкантов демонстрируют новую песню «Hallelujah». Сменяет их блок Йошики. Его знаменитое драм-соло исполнено драматизма и напряжения всех сил, когда на лице исполнителя чередуются боль и отчаяние, сменяющиеся улыбкой.
В силу необходимости из-за технических задержек «уплотнить» концерт, вместо отрывка из «Лебединого озера» и Kurenai из репертуара X JAPAN, Йошики начинает играть не менее любимую «Endless Rain», тут же подхваченную зрителем. Нужно сказать, что на концертах в Америке публика ведёт себя намного смелее, чем в Японии, где до сих пор действуют ограничения по подпеванию. Это, прямо скажем, не способствует раскованной атмосфере. В Лос-Анджелесе же зал наконец-то подтягивал знакомым словам.
Композиции «BORN TO BE FREE», также взятой из репертуара X JAPAN, Хайд придаёт своё осмысление. В его устах композиция из позднего периода прославленного коллектива звучит совсем по-другому. Это песня о свободе, и Йошики, заполучивший микрофон, отчаянно кричит в него, выражая сразу всё — и возможность быть на сцене, и радость от общения с залом, и, возможно, горечь от многих обстоятельств, усложняющих его жизнь…
На «HONEY», кавере L'arc En Ciel в «утяжелённой версии», и новой песне в духе техно «Up And Down», накал в зале достигает предела, и на сцену сыпятся, словно из рога изобилия, предметы женской одежды и разные заячьи ушки (аккуратно развешанные потом на микрофонных стойках и музыкантах). Подобная эскапада сопровождает музыкантов из города в город. Что, наверное, позволило им собрать неплохую коллекцию.
«Bang!» — кавер на весёлую энергичную песню Мияви, потребовал от уже изрядно подуставших исполнителей и зрителей ещё раз напрячься, чтобы прыгать на каждый призыв Хайда.
Композиция «Red Swan», ставшая первой ласточкой сотрудничества Йошики и Хайда в 2018 году, в определённой степени была камнем преткновения для вокалиста, привыкшего петь в более низкой тональности. Но сейчас то ли Хайд приноровился, то ли всё-таки автор слегка понизил тональность, — и песня звучит спокойно и вольно. «PSYCHO LOVE» — новая песня, текст которой был написан Йошики. Представление о ней уже было у поклонников по трейлеру, вышедшему незадолго до тура.
После анкора высоченный Мияви радостно вытащил Йошики на сцену на закорках, и зрители приступили к новому развлечению — репетиции припева песни «Shine». Имеющая простой, но многое объемлющий текст, эта песня идеальна, чтобы стать медляком, под который нужно махать телефонами с зажжёнными фонариками. «Давайте подарим свет тем людям, которым прямо сейчас его не хватает», — сказал Йошики. И, как говорится, если диско-шар висит, в какой-то момент он должен начать крутиться и сиять…
Когда ещё раз зазвучала «THE LAST ROCKSTARS», Хайд временно занял место за ударными, а Йошики с микрофоном пошёл общаться с залом. «You are the Rockstars!», — кричал он. И в этот момент определенно стали ясны и посыл новой группы, и расшифровка её названия.

Последние рок-звёзды
Последние рок-звёзды
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: