Все новости
Звуки музыки
30 Мая 2023, 23:43

«РОЗОВАЯ ПАНТЕРА» – БРЭНД ДЖАЗОВОЙ УФЫ

Известно, что в 2012 году ЮНЕСКО провозгласила джаз высшим искусством современного мира, объединяющим страны и народы. И в подтверждение этой высокой миссии в первую декаду апреля наш город вновь наполнился особым джазовым настроением – праздника и свободы. Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера», уже давно зарекомендовавший себя музыкальный бренд, в двадцать шестой раз распахнул объятия для джазменов, джазфанов и просто любителей этого безумного, безумного, безумного жанра!

«РОЗОВАЯ ПАНТЕРА» – БРЭНД ДЖАЗОВОЙ УФЫ
«РОЗОВАЯ ПАНТЕРА» – БРЭНД ДЖАЗОВОЙ УФЫ

Автор — Оксана Иванова

 

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: ПАРАД КОСТЮМОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬБОМА
Первый день форума открыла тромбонистка и певица Анастасия Иванова, чьё имя знакомо уфимцам не только по её победному участию в шоу «Большой Джаз — 2022» на телеканале «Россия-Культура». Настя выступила летом прошлого года в уфимском парке «Кашкадан» в концерте звёзд указанного телепроекта. Она одна из главных продолжательниц традиционного отечественного джаза, которую высоко оценил мэтр Анатолий Кролл, отметив в ней джазовую достоверность.
Исполнительница вышла в ярком наряде розового цвета, визуализировав символ фестиваля. К слову, в этот день парад костюмов продемонстрировал и уфимский биг-бэнд, явившись зрителю в новых костюмах-тройках шоколадного цвета с алыми бабочками.
Настя в сопровождении большого оркестра исполнила несколько популярных композиций: Goody Goody Матти Малнека, где ей подпевали музыканты; «Когда ты улыбаешься, весь мир улыбается вместе с тобой» Луи Примы в премьерной аранжировке; A‑Tisket A‑Tasket Эллы Фицджеральд; «Жимолость» Фэтса Уэллера; фееричный «Кубинец Пит» из кинофильма «Маска» и другие. Артистка не только великолепно пела, но и виртуозно играла на тромбоне, доказав, что этот инструмент вполне может быть женским, хотя долгое время считалось иначе.
Во втором отделении состоялась презентация нового альбома пианиста, композитора, продюсера и педагога Алексея Подымкина. Музыкант известен в российском джазе как яркий импровизатор, последователь современного джазового мейнстрима, человек, который пишет много интересной авторской музыки. В этот вечер прозвучала премьера оригинальных композиций из нового альбома в аранжировке бразильца Рафаэля Роша и питерца Дмитрия Сереброва, которые можно интерпретировать как интеллектуальный джаз. Несколько сочинений были посвящены джазовым музыкантам, в том числе Чику Кориа и Сонни Роллинзу. Большой интерес вызвали композиции «Тишинища» (или «Запредельно тихо») и «Джуманджи» с неожиданными музыкальными фрагментами (фугами в первой и перкуссионной импровизацией — во второй).
ДЕНЬ ВТОРОЙ: КАРИБО-ФРАНЦУЗО-БАШКИРСКИЙ ДЖАЗ
Как правило, «Розовая пантера» представляет многонациональный джаз. За всю историю фестиваля, помимо американского и бразильского, звучал джаз финский, немецкий, сербский, эстонский, швейцарский, французский и даже кубинский… Во второй вечер был заявлен «продукт» местный, а именно башкирский, а также карибо-французский.
В исполнении Диксиленда Газима Набиуллина прозвучал новоорлеанский джаз, можно сказать, «от истоков». Диксиленд — коллектив молодой, на 90% состоит из участников Биг-бэнда Башкирской филармонии. За шесть лет существования не раз выступал на обеих сценах Башкирской филармонии в рамках Воскресного Гоголь-джаза (открыв собой этот цикл) и Первого Международного джазового фестиваля «Осенний Jam». На «Розовой пантере» музыканты как отдельный коллектив выступили впервые! Были представлены жемчужины новоорлеанской музыки с более чем 100‑летней историей: «Неугомонные ноги» Бикса Байдербека, «Ну, разве она не мила» Милтона Эйджера, «Ты знаешь, каково это — скучать по Новому Орлеану» и «Вернись домой, Билл Бейли» Луи Армстронга.
Ведущий концерта — известный российский джазовый журналист, обозреватель, писатель, главный редактор журнала Джаз.ру Кирилл Мошков резюмировал после выступления коллектива, что он вполне заслуживает звания «Уфимский диксиленд» аналогично Уральскому или Ленинградскому. А это наивысшая похвала для музыкантов!
Далее башкирский джаз представили мэтры Ostin Jazz Band под предводительством звезды джаза Ирины Остин. Мошков очень тепло отозвался о певице, педагоге и композиторе: «… родной Уфе повезло, что Ирина Остин осталась здесь, а не уехала несколько лет назад покорять одну из наших столиц»! Действительно, об Остин пишут, что она «одна из тех музыкантов, кто сделал Уфу джазовой точкой на карте России». Остин Джаз Бэнд представил авторский джаз, куда вошли «остиновские» композиции: «Сначала надо увидеть океан…», «Пальма», Блюз-посвящение Телониусу Монку и другие. Авторская музыка Ирины Остин — искусное сочетание джаза, фанка, латино и этники. В бэнд вошли известные в России мастера: Игорь Атапин/рояль, Сергей Оськин/контрабас, Вячеслав Шумилов/ударные, Рустем Каримов/перкуссия и Олег Касимов/саксофон.
Второе отделение полностью взял на себя афро-французский гость с острова Гваделупа — Мистер Мелвин (он же Мелвин Трэвис). У музыканта отличная вокальная школа, он учился в Париже и на родине джаза — в Новом Орлеане. В Россию певец попал благодаря Алексею Черемизову — джазовому пианисту и продюсеру, заинтересовавшемуся харизматичным артистом с красивым баритоном. В нашей необъятной стране артист успел дать более шестидесяти концертов от Владивостока до Краснодара!
На сцене Большого зала филармонии артист «выдал на-гора» целую галерею известных джазовых композиций: Summertime Джорджа Гершвина, Fly Me to the Moon Барта Ховарда, Night And Day Фрэнка Синатры, Isn'T She Lovely Стива Уандера и другие.
Практически не говоря на языке нашей страны, певец смог провести интерактив со зрителем, заставляя его подпевать и активно аплодировать! Обаяние Мистера Мелвина зашкаливало, и уфимская публика с удовольствием давала ему «обратную связь»! К слову, выступлением на «Розовой пантере» в Уфе артист завершил свои российские гастроли в 2023 году. Надеемся, что наш фестиваль оставит приятное послевкусие у французского артиста с карибскими корнями.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ТОЧКА СИЛЫ ДЖАЗА
Финальный день стартовал эксклюзивным показом фильма «ДЖАЗ 100» в кинотеатре «Родина». Премьерный показ его состоялся 15 октября в московском кинотеатре «Художественный». Жители Уфы одними из первых удостоились чести стать зрителями поистине знакового события в истории отечественного джаза и музыки в целом. О фильме рассказал сам автор сценария Кирилл Мошков.
«Как сценарист я работал над ним 25 лет и полтора года — это время, которое ушло на съемки и производство. А четверть века я изучал сам вопрос. Мы выбрали ключевые фигуры в джазе: всего для фильма было снято 53 интервью с ныне живущими музыкантами и историками джаза. В качестве нарраторов в фильме появляются известные актеры — Евгений Миронов, Алексей Гуськов, Виктор Сухоруков, Аня Чиповская, Виктор Добронравов.
Невозможно рассказать о музыке без музыки, поэтому там её очень много — 95 музыкальных треков: с 1928 года, когда появляются первые записи оте­чественного джаза, и до сегодняшнего дня».
Третий вечер фестиваля «Розовая пантера» в Башкирской филармонии открылся выступлением уникального музыканта — пианиста-импровизатора, джазового вокалиста Олега Аккуратова. Джазмен поприветствовал уфимскую публику фразой «Хэйерле кис!» и сыграл попурри на башкирские народные наигрыши с вплетением микса из оригинального рингтона Nokia и операционной системы Windows.
Как оказалось, музыкант недавно записал свой альбом «Лови волну», куда вошли известные джазовые стандарты и авторские песни. Композиторами выступили сам Олег и Михаил Савин. Автор текстов — Константин Арсеньев. Композиции из нового альбома и прозвучали на концерте. Из авторских особый интерес возымела песня, давшая название альбому, — «Лови волну», написанная в стиле рокабилли с элементами рок-н‑ролла и в чём-то даже регги. «Солнце на ладони», где каждый день провозглашался как важный день, также не оставила никого равнодушным.
Как всегда, Олег много шутил и переиначивал известные джазовые стандарты на башкирский лад. Например, Baby, I Love You Уинтона Марсалиса стала у него «Мин сине яратам, бэби!». А композиция Nature Boy превратилась у него в историю о судьбе башкирского мальчика, который лакомится мёдом…
Конечно же, не обошлось без сюрпризов для уфимской публики. Музыкант исполнил на башкиро-татарском языке одну из народных лирических песен «Пыль больших дорог» («Олы юлнын тузаны»). К слову, Олег с детства увлекался старинной башкирской и татарской песней, в которой, по его признанию, «есть тепло, свет и завораживающая душу музыка». Поэтому нам повезло — Аккуратов, можно сказать, «в теме» нашего национального наследия.
А вы знаете, что у Олега Аккуратова есть одно особое джазовое сочинение, ассоциирующееся с нашим фестивалем? Это «Самба одной ноты» Антонио Карлоса Жобима. Именно её он исполнял два года назад на «Розовой пантере» вместе с бразильцем Жоандером Сантосом. В знак памяти о том удачном сотворчестве он исполнил эту знойную композицию.
Еще до концерта пианист и певец поделился с нами, что ему очень нравится играть с уфимским биг-бэндом, а также профессиональную симпатию питает к руководителю оркестра Олегу Касимову, с которым можно созидать бесконечно! «Два Олега на сцене! Всё удачно сошлось! — резюмировал Аккуратов. — А какая здесь теплая, доброжелательная публика! Зур рэхмэт!» — поблагодарил уфимского слушателя московский музыкант.
Во втором отделении в контексте гала-концерта выступил Диксиленд Газима Набиуллина и OstinJazz Band, где солировала фронт-леди Ирина Остин. Кирилл Мошков ещё раз восхитился смелостью и силой духа Ирины, благодаря которой в лихие 90‑е Уфа возродилась в статусе джазового города. И которая продолжает воспитывать новое поколение джазовых вокалистов.
Следующий дебютант нашего фестиваля — молодой, но уже с огромным послужным списком музыкант, который носит звание одного из лучших отечественных гитаристов благодаря победе на престижнейшем мировом конкурсе Хэрби Хэнкока Евгений Побожий. Правда, сам Евгений к такому эпитету относится скептически, уверяя, что в музыке не может быть чемпионов.
«Для меня большая радость — участвовать в таком известном, именитом фестивале со своей большой историей! — объявил со сцены гость. — Мои друзья-музыканты уже выступали здесь и очень позитивно отзывались о нем и, конечно же, об организаторах проекта!».
Гитарист представил программу композиторов из разных эпох, которые повлияли на джазовую культуру. С его слов, это своеобразная дань уважения выдающимся фигурам джаза. Прозвучали три пьесы одного из ключевых композиторов современности Пэта Мэтини — «Слышал ли ты…», «Каждая вечерняя ночь» и баллада «Всегда и навсегда». Следующий автор, у которого учился предыдущий, Хорас Сильвер — основатель стиля хард-бопа. Прозвучала его композиция Nutville.
В завершение программы гости фестиваля — Олег Аккуратов и Евгений Побожий — в сопровождении «градообразующего предприятия фестиваля» (по словам Кирилла Мошкова) — Биг-бэнда филармонии исполнили самую знаменитую пьесу одного из наиболее влиятельных джазовых музыкантов XX века Хэрби Хэнкока Cantaloupe Island.
Уфимский праздник джаза состоялся в двадцать шестой раз. Благодарим организаторов и всех причастных! Спасибо оркестру филармонии за огромную проделанную работу — музыканты подготовили в сжатые сроки целых пять программ.
Недаром все три дня ведущий Кирилл Мошков неоднократно воспевал осанну нашему коллективу, заявив, что он является «становым хребтом, стержнем, определяющим уникальную формулу фестиваля «Розовая пантера».
Назовем музыкантов биг-бэнда, которые солировали нашим гостям: саксофонисты Олег Касимов, Александр Ленков, Антон Сальников и Альберт Хатымов, Артур Гимаев/труба, Ильмир Юнусов/тромбон, Игорь Атапин/рояль, Рустем Каримов/перкуссия, ударные, Олег Янгуров/гитара, Алексей Попов/бас.
В финале гала-концерта Кирилл Мошков поблагодарил зал за активность и за то, что публика ходит на джазовые концерты, ведь «джаз это ждёт!».
Точка силы джаза в эти три драйвовых дня была именно здесь! Ждём следующих джазовых встреч!

«РОЗОВАЯ ПАНТЕРА» – БРЭНД ДЖАЗОВОЙ УФЫ
«РОЗОВАЯ ПАНТЕРА» – БРЭНД ДЖАЗОВОЙ УФЫ
«РОЗОВАЯ ПАНТЕРА» – БРЭНД ДЖАЗОВОЙ УФЫ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: