Все новости
Звуки музыки
5 Июля 2023, 14:05

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПОД ЗНАКОМ КЛАССИКИ

Начало весны в Уфе вновь ознаменовалось открытием V Всероссийского фестиваля камерной музыки «Классика над Белой рекой». Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова в пятый раз дала старт самому молодому творческому проекту. С 1 по 16 марта 2023 года в рамках форума на сцене главной концертной организации республики прошли семь концертов с участием музыкантов и коллективов из Уфы, Кургана, Москвы. Особо отметим, что в этом году фестиваль проходит при поддержке гранта Правительства Российской Федерации, а также Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Республики Башкортостан.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПОД ЗНАКОМ КЛАССИКИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПОД ЗНАКОМ КЛАССИКИ

Автор — Марина Луговая

 

В марте дал старт фестивалю давний творческий партнёр Уфы, наш земляк — народный артист России Владимир Овчинников (фортепиано, Москва) премьерной программой из сочинений Сергея Рахманинова. Состоялся пресс-подход с участием гостя форума, организаторов и представителей республиканских СМИ. Владимир Павлович общался с представителями прессы, с лёгкостью отвечая на самые неожиданные вопросы и делясь воспоминаниями из детства, проведённого в Белебее. Фестиваль открыла министр культуры Башкортостана Амина Шафикова, тепло приветствуя слушателей и пожелав успехов «Белой реке». Музыкант составил программу из произведений, редко исполняемых в концертной практике: прозвучала сложнейшая по технике и концепции (образы «Фауста» Гёте) Первая соната и фортепианные транскрипции известнейших романсов композитора. Это: «Сирень», «Маргаритки», «О, не грусти», «Здесь хорошо», «Не пой, красавица», «В молчании ночи тайной», «Весенние воды». Каждую из них Владимир Павлович предварил фрагментами из стихотворений, звучащих в авторских вокальных версиях. Аудитория горячо воспринимала каждое сочинение: пианист дважды выходил на бис.
4 марта выступил «Московский камерный дуэт». В его составе — лауреаты международных конкурсов Петр Кондрашин (виолончель) и Эльмира Джафарова (фортепиано). Музыканты исполнили сочинения Баха, Бетховена, Шумана, Рахманинова, Брамса, Пьяццоллы. Перед концертом участники признались, что хорошо знают о фестивале, хотели приехать и ждали приглашения. На вопрос о программе Эльмира ответила, что «От Баха до Пьяццоллы» — это своеобразная музыкальная машина времени, благодаря которой зритель сможет оказаться в нескольких эпохах. Петр добавил, что академическая музыка развивается по спирали, и в этом концерте музыканты представили эволюцию музыки от величайшего Баха до великого Пьяццоллы.
6 марта афишу продолжил виртуозный коллектив — Российский квартет саксофонистов. Аудитория смогла убедиться, что молодые амбициозные музыканты — Владимир Кознов (саксофон-сопрано), Геннадий Полуяктов (саксофон-альт), Станислав Пялов (саксофон-тенор) и Илья Богомол (саксофон-баритон) — заслуженно стали лауреатами телевизионного проекта «Квартет 4х4» телеканала «Россия-Культура», а также победителями Первого международного конкурса ансамблей «Национальная коллекция». «Танцы с саксофоном» — такое название получил концерт, который артисты представили уфимцам. Действительно, атмосфера танца — разных времен и народов, жанров и стилей — царила в этот вечер в зале. Пожалуй, только начало концерта настроило на относительно серьезный лад — он открылся знаменитой I частью Симфонии № 5 Бетховена со всемирно известной «темой судьбы». Фантазия на темы оперы «Кармен» Бизе, Танго Пьяццоллы, «Полька-пиццикато» Штрауса, феерический «Танец с саблями» Хачатуряна и другие композиции воодушевленно узнавались слушателями. Во втором отделении музыканты окончательно покорили знаменитыми мелодиями Леграна, Гарделя, Меркьюри, знакомыми с детства «Я шагаю по Москве» и Вальсом из кинофильма «Берегись автомобиля». Финальный номер Брауна «I feel good» поставил даже не точку, а восклицательный знак! Напомним, что концерты Владимира Овчинникова и «Российского квартета саксофонистов» проходили в рамках проекта «Великое искусство гнесинцев» при содействии Ассоциации выпускников Академии музыки имени Гнесиных.
10 марта фестивальную эстафету приняли гости из Курганской филармонии — великолепно слаженный дуэт Марии Мустакаевой (меццо-сопрано) и Лейлы Рубан (фортепиано). Программой «От барокко до хабанеры» они пригласили слушателей в музыкальное путешествие через века — от старинного шедевра Луиджи Росси, творившего в 17 веке через сочинения Гайдна (18 столетие), арии и сцены из опер Сен-Санса, Даргомыжского, Римского-Корсакова и Мусоргского (19 век) к 20 столетию — сочинения Свиридова, Прокофьева. Не обошлось и без русских народных песен и легендарного романса «Утро туманное» Абаза. В финале прозвучала Хабанера из оперы «Кармен» Бизе. Мария продемонстрировала не только блестящие вокальные данные, но и покорила зал незаурядным актёрским талантом! Благодарные слушатели не отпустили артисток, и дуэт на бис повторил знаменитый оперный шлягер.
13 марта пятый вечер марафона прошёл на особой музыкальной волне. Хорошо известный уфимцам арт-проект «ТенорА ХХI века» представил программу «Шедевры мирового мюзикла». «Нашему проекту идёт 18‑й год. Мы в своё время тесно сотрудничали с легендарным тенором Владиславом Пьявко, а потом отправились в самостоятельное творческое плавание, — рассказал руководитель коллектива Дмитрий Сибирцев. — Сейчас нас 10 человек, при этом каждый из музыкантов — солист одного из известных оперных театров. В Уфу мы привезли программу с участием четырёх теноров, каждый из которых несёт своё неповторимое творческое «я». Специальная гостья — Наташа Быстрова, с которой мы недавно сотрудничаем и рады этому альянсу. Она — настоящая звезда российских мюзиклов. Для всех нас, кроме Натальи, сегодняшняя программа — это выход из зоны комфорта, из оперной классики».
15 марта меломанов Уфы и гостей столицы встретили хозяева форума — Государственная академическая хоровая капелла Республики Башкортостан имени Тагира Сайфуллина. «Фестиваль первоначально был заявлен как парад камерной музыки, но уже со второго года существования в его программе стали появляться хоровые программы, чему мы очень рады, — рассказала художественный руководитель и главный дирижер капеллы Алсу Хасбиуллина. — В этом году вся мировая музыкальная общественность празднует 150‑летие со дня рождения великого русского оперного певца Фёдора Ивановича Шаляпина. Наша программа «Диалоги эпох» посвящена этому юбилею неслучайно — первые профессиональные шаги именитого певца были сделаны именно в Уфе. Именно с Шаляпиным наш город вошел в историю мировой музыки.
В рамках фестиваля на концерте прозвучали три крупных произведения: десять хоровых поэм Шостаковича на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX веков — той эпохи, когда жил и творил Шаляпин; знаменитый цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского в транскрипции Алексея Ларина (Шаляпин с особым вниманием относился к творчеству Мусоргского), «Кантата по случаю» Салавата Низаметдинова, которую башкирский композитор написал ещё 30 лет назад — в честь 120‑летия русского баса. В программе выступили творческие друзья капеллы: Назгуль Ибрагимова (меццо-сопрано), Елена Гордеева (фортепиано), Марат Баймухаметов (ударные), студенты института искусств Пётр Семёнов и Рустам Мугаллимов.
16 марта завершилось одно из важнейших событий музыкального сезона Уфы — настоящим праздничным финальным аккордом стало долгожданное выступление Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра» под управлением народной артистки России Светланы Безродной. На закрытии присутствовал заместитель министра культуры Башкортостана Алмаз Расихович Саетов, который подчеркнул, что «Классика над Белой рекой» отметила в этом году свой первый юбилей на высокой ноте». Алмаз Расихович также заметил, что «фестиваль объединил семь разнообразных по составам и жанрам концертов, которые представляют всю палитру камерной музыки».
В концерте «На бис!» музыканты исполнили не только классику, но и джазовые композиции, наполненные ритмами танцевальных оркестров 30‑х — 50‑х годов ХХ века. «Эта программа носит не только развлекательный, но и просветительский характер. Она состоит из фрагментов программ разных лет «Вивальди-оркестра». По сути, слушателям предлагается перелистать «ожившие страницы» более чем тридцатилетней летописи коллектива. В первом отделении будет представлена популярная классика как в традиционном прочтении (при этом, конечно же, в особой интерпретации Светланы Безродной), так и в аранжировках знаменитых джазменов ХХ века. Это особое направление в деятельности «Вивальди-оркестра» и его лидера, которое стало одной из главных визитных карточек коллектива. «Наряду с полюбившимися хитами публике будут представлены премьеры», — рассказал во время пресс-подхода солист и ведущий «Вивальди-оркестра» Сергей Полянский. Напомним, что концерт «Вивальди-оркестра» проходил при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках федеральной программы «Всероссийские филармонические сезоны».
По признанию многих слушателей, «музыкальный марафон под знаком классики, который ведет свой отсчет с 2018 года, даёт возможность влиться в основные течения концертной жизни и услышать лучших представителей академической музыкальной культуры России».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПОД ЗНАКОМ КЛАССИКИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАРАФОН ПОД ЗНАКОМ КЛАССИКИ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: