Все новости
Звуки музыки
2 Сентября 2023, 00:11

Великая ТИМАНОВА: ВОЗВРАЩЕНИЕ

Как это символично! VIII Всероссийский (теперь – Всероссийский!) конкурс имени Веры Тимановой открылся концертом председателя жюри Евгения Михайлова в Концертном зале Уфимского училища искусств. Исполнение музыки Рахманинова я бы назвала фантастическим – в плане «выкладки» эмоций. Вспомнила слова самой Веры Викторовны. Она пишет своему другу: «Конечно, не в технике я стараюсь совершенствоваться; с этой стороны для меня уже давно никаких затруднений не встречается. Я стараюсь всё более и более углубляться в характер исполняемых произведений, тем, благодаря Бога, и достигаю того, к чему должны стремиться артисты, что мою игру вспоминают долго спустя после моих концертов. В этом моя награда и удовлетворение». Уверена: Михайлов мог бы сказать то же и о себе. Как точно была выстроена логика его программы от «Музыкальных моментов» к прелюдиям, этюдам-картинам! И счастье, и трагизм человеческого существования, и пафос победы, и надежда – услышалось, почувствовалось в звуках его рояля…

Великая ТИМАНОВА: ВОЗВРАЩЕНИЕ
Великая ТИМАНОВА: ВОЗВРАЩЕНИЕ

Автор — Светлана Платонова

 

Артиста буквально «завалили» букетами. Последней поднесла пианисту роскошные белые розы его ученица, теперь — зав. отделом специального фортепиано УУИ Нэлли Маратовна Кадраева. Девять сочинений Рахманинова музыкант посвятил Вере Тимановой. Предваряя игру, сказал о сходстве двух выдающихся личностей, воплотивших лучшие черты русского человека… Ведущая программы-открытия Восьмого Тимановского Елена Сгибова пожелала конкурсантам, чтоб великая музыка в блестящем исполнении Евгения Михайлова стала вдохновляющим их аккордом. Ведь назавтра более чем сто юных пианистов предстанут перед жюри и слушателями…
Автору сих строк довелось в качестве «летописца» стоять у истоков столь значимого музыкального события — Конкурса Веры Тимановой. Привела к этому дружба с «идейной вдохновительницей» важнейших исторически неизбывных дел — в первую очередь шаляпинских — но и тимановских. Говорю о Галине Александровне Бельской. Кстати, именно она нашла место захоронения великой пианистки, не пережившей ленинградской блокады, — на Пискарёвском мемориальном кладбище, братская могила № 23. Именно Бельская вдохновила заняться глубочайшим исследованием личности и творчества Тимановой выпускницу Натальи Александровны Латышевой и Гнесинского института Лену Сайфуллину (ждём её уже совсем почти готовую книгу о «маленькой Вере», ученице Ференца Листа!) Имя Галины Бельской должно быть золотыми буквами вписано в историю нашего города. Умела она найти соратников! В лице незабвенной главы фортепианной секции городского методобъединения Ларисы Коцюбиевской, бизнесменов Артура и Марины Бондаренко и их Международного детского благотворительного фонда «Радуга», на чьи средства проведены конкурсы 2001 и 2003 гг., тогдашнего заместителя директора Детской школы искусств Натальи Казаковой. С них началась история Тимановского конкурса.
В 2023 году благодаря усилиям единомышленников конкурс возродился. В первую очередь — преподавателей УДШИ во главе с директором конкурса Эльвирой Явдатовной Гиндуллиной, а также руководителя НКО «Будущее республики» Дмитрия Юрьевича Китаева.
Первый конкурс датируется 2001 годом. Проходил регулярно, потом — перерыв… Отличался просто великолепной организацией и настоящей любовью к детям, маленьким пианистам. Знаю Лену Рыкову — сегодня профессионального композитора с Московской консерваторией, пианисток Машу Антакову, Аню Интересову, скрипачку-пианистку Леру Сидоренко и многих других, нашла в Интернете Алексея Игнашкова из Стерлитамака… До сего дня вижу педагогов, с первого конкурса готовящих своих деток к участию в нём. Таких много! Та же Елена Борисовна Сгибова умеет работать так, что её ученица, малышка Анна Алексеенко сегодня — единственный в Восьмом конкурсе лауреат первой премии! Вы можете видеть её — я видела. В Интернете. Запомнилось, как просто она сказала: «Я заняла первое место»…
В сети нашлась телевизионная «Гора новостей». Замечательно показали мальчика: «Я играл хорошо. Не брал чужие клавиши. Левая рука играла хорошо, быстро…». А ещё девочку — тоже мило сказала: «Два или три дня я учила программу по два и три часа. Боялась забыть ноты. Все этого боятся…»
Настолько здорово: при желании можно посмотреть-послушать все конкурсные соревнования. Выложено шесть с лишним часов в одном ролике, и более десяти — в другом. Есть и несравненный концерт Евгения Михайлова. Мне попались кадры не очень удачной игры одной пианистки. Остановилась. Начала снова. Преодолела. Доиграла. Вот характер! И воспитывается он при занятиях музыкой…
Оказались реальностью утверждения, что при современных техсредствах все могли наблюдать всё, со всех уголков страны — шла онлайн-трансляция! Такие утверждения нашлись в Положении, в документе на сайте Президентского фонда культурных инициатив. В момент открытия конкурса мы узнали, что он был выигран в рамках этого фонда…
Нововведением, думаю, была возможность участвовать по видеозаписи. Экран — на сцене. Конечно, условия неравные. Запись есть запись. Можно перезаписать хоть сто раз. Игра перед жюри «живьём» — совсем иное.
Мне понравилось то, что блок ССМК вычленен, и подход к участникам, вероятно, тут другой. Типа конкурс в конкурсе. Трое «малышей» и восемь «старших». Три лауреата третьей степени, два дипломанта. Остальные — дипломы «За успешное выступление». К слову, из всего конкурса «За успешное выступление» награждены 59 человек. Значит, никто не играл плохо… Судила, в том числе, как и абсолютно на всех тимановских конкурсах, легендарная «ссмш'овская» Валентина Ивановна Старикова (кстати, выпускница именно УДШИ!).
На сцене школы Пегова, на стене зала прослушиваний висел плакат с убеждающими словами Петра Ильича Чайковского про Веру Тиманову. Чайковский писал: «Сколько уверенности, мастерства, тонкой осмысленности в этой молодой девушке! Какая чистота, какое отсутствие изысканности и расчета на внешние эффекты в её в высшей степени артистическом исполнении…» (Русские ведомости. № 59. 1873. 18/30 марта).
Необходимо сообщить читателям и «голые» факты. Конкурс шёл с 27 по 29 апреля этого года. Учредители: Управление по культуре и искусству ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Уфимское училище искусств (колледж), Международный союз музыкальных деятелей, Уфимское отделение межрегионального Шаляпинского центра, НКО Ассоциация детского творчества и развития «Будущее республики», Уфимская детская школа искусств им. В. Н. Пегова. Всю координационную работу, как и воплощение в жизнь самой идеи возрождения конкурса, просто блестяще провела Эльвира Явдатовна Гиндуллина. Именно она подготовила всю необходимую документацию для осуществления поддержки Президентского фонда культурных инициатив.
Заявок — более 100, возраст 7–17 лет; четыре номинации: две младшие и две старшие, два раздела: «Фортепиано соло» и «Фортепианный ансамбль». Города-участники — Москва, Саратов, Краснодар, Казань, Екатеринбург, Пермь, Чита, Тюмень, Владикавказ, Магнитогорск и другие. Открытие конкурса — 27 апреля в Уфимском училище искусств. Прослушивания, мастер-класс Евгения Михайлова, церемония награждения и гала-концерт лауреатов — в концертном зале фортепианного отделения УДШИ им. В. Н. Пегова.
Жюри более чем авторитетное: народный артист РБ, доцент кафедры специального фортепиано Уфимского института искусств Владислав Муртазин, председатель предметно-цикловой комиссии специальности «Фортепиано» УУИ Нэлли Кадраева, заслуженный работник культуры РБ, обладатель Госпремии в области музыкального искусства, преподаватель ССМК Валентина Старикова. Председатель — профессор, зав. кафедрой специального фортепиано Казанской консерватории имени Назиба Жиганова, заслуженный артист России, народный артист Татарстана Евгений Михайлов.
Итоги: Альбина Горбик, ДМШ № 1 имени Наримана Сабитова, педагог Ираида Стерехова — Гран-при (награждена также сертификатом магазина «Музыкальный арсенал»), 19 лауреатов и 19 дипломантов. Двое отмечены спецпризами и дипломами «За лучшее исполнение пьесы русского композитора» и «За лучшее исполнение виртуозного произведения». Девять участников получили сертификаты в книжный магазин «Читай-город». Десяти ученикам и десяти преподавателям Елена Петровна Замрий вручила памятные подарки от Уфимского отделения Межрегионального Шаляпинского центра. Преподаватели конкурсантов заслужили благодарственные письма.
В адрес конкурса поступило Приветственное письмо от Главы Администрации Уфы Ратмира Мавлиева со словами благодарности устроителям, чьими руками «воспитываются культурные кадры, взращиваются таланты», с выражением уверенности, что они в будущем «станут настоящими величинами в российском искусстве».
Остаётся добавить, что на церемонии награждения Лена Сайфуллина сделала интереснейшую презентацию о жизни и творчестве Веры Тимановой; все присутствующие впервые увидели многие фотографии и документы — в сопровождении исследователя, что называется — «из первых уст».

Великая ТИМАНОВА: ВОЗВРАЩЕНИЕ
Великая ТИМАНОВА: ВОЗВРАЩЕНИЕ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас: