Автор — Светлана Платонова
Хотела начать с утверждения, что любовь — это всё. В искусстве. Музыке. В жизни. Что такое любовь? Осторожнее! Осторожнее! Бессмысленными словами можно спугнуть это чувство‑состояние.
Самая свежая новость: 9 ноября Владимиру Суханову вручена самая высокая награда республики — орден Салавата Юлаева.
Профессор Уфимского института искусств Владимир Павлович Суханов — заслуженный артист России и Башкортостана, народный артист РБ, обладатель «Серебряного диска» международного фестиваля «Баян и баянисты», медали Международного фонда славянской письменности и культуры. Родился в Уфе. Окончил ДМШ № 3 у Владимира Константиновича Власова, Уфимское училище искусств у Луизы Касимовны Ахтямовой, Уфимский институт искусств, став любимым учеником легендарного Вячеслава Филипповича Белякова, ассистентуру-стажировку Гнесинского института у Анатолия Алексеевича Суркова. Дипломант конкурса молодых баянистов Поволжья, лауреат конкурса Ивана Паницкого. Дипломант престижного международного конкурса «Дни гармоники» в Клингентале.
Работать в институте искусств Владимир Суханов начал в 1974 году. Подготовил 76 баянистов и аккордеонистов. Из ансамбля русских народных инструментов «Метелица», с завидной регулярностью побеждающего на конкурсах, в жизнь вышли 40 музыкантов. Среди лучших питомцев — Александр Гатауллин, лауреат I премии самого «крутого» международного конкурса «Кубок мира» (1997, Рейнах, Швейцария). Теперь он кандидат наук, доцент кафедры баяна и аккордеона РАМ имени Гнесиных. Линар Давлетбаев, получивший III премию на «Кубке мира» в Александрии (США, 2007), возглавляет уникальный творческий коллектив — Национальный оркестр народных инструментов РБ. Только первые премии ученики Суханова завоёвывали более десяти раз, а сколько вторых, третьих и дипломов! Конкурсы — международные, всероссийские, зональные, республиканские — не только в нашей стране. есть Италия, Испания, Германия, Чехия, города Магнитогорск, Оренбург, Казань, Череповец, Саратов, Челябинск, конечно, Уфа… Сам Владимир Павлович приглашался для работы в жюри десятки раз, в том числе половину из них — председателем.
Опубликовано около 30 работ, из них половина — это музыка, пополнение баянного и ансамблевого репертуара. О нём самом можно почитать в восьми московских изданиях и пяти уфимских… Число певцов, с кем работал Владимир Павлович, неподсчитываемо. Сюда «выведу» только одного — Идриса Газиева, с кем выпущено три диска, а в них звучат девять татарских народных песен — под чуткий аккомпанемент и в обработке Суханова.
Вот такой квантитативный подход– считаем, считаем и считаем. Статистика… Может, скучно? Но если вы, читатель, вникнете, приблизитесь к гигантскому объёму творческой личности, о которой здесь идёт речь.
Теперь высказывания. Вот слова Идриса Газиева, большого артиста на горизонте учеников Миляуши Муртазиной: «Он тончайший человек. Мы с ним идеально слышим и чувствуем друг друга. Наши финские друзья все до одного полюбили Суханова за его кроткий нрав, деликатность, искренность, а главное — за талант: он мог бесконечно играть им на баяне» (речь идёт о совместных концертах в Финляндии). Ученики Суханова — дирижёры. Раушан Якупов: «очень многие любят его за исключительную порядочность». Линар Давлетбаев называет своего учителя «гениальным человеком и музыкантом», «за пятнадцать минут общения даст столько, сколько иной не доставит и за год!».
На мою просьбу обстоятельно откликнулась заслуженная артистка РБ, доцент УГИИ Оксана Сериковна Буланкина. Руководя молодёжным оркестром русских народных инструментов, она не оставляет баян, выступает и в ансамблях, и соло.
— Самая большая удача в моей жизни — это мои учителя. С гордостью произношу их имена и высокие звания. Мне посчастливилось учиться в классе заслуженного артиста РФ и РБ, народного артиста РБ, профессора Владимира Павловича Суханова. Но для меня он «всенародный артист» и Учитель с большой буквы. Точнее было бы сказать «воспитатель души». Владимир Павлович всегда по-доброму, щедро делится богатствами народно-исполнительского искусства. Все его ученики (без исключения!) обладают самыми важными, на мой взгляд, качествами для музыканта-исполнителя — работать со звуком и «читать за нотами» (как говорил великий дирижёр Юрий Темирканов). В среде народников есть такое понятие «Сухановский звук». Впервые этот термин я услышала, будучи студенткой, на конкурсе. Так была охарактеризована моя подача звука в зал. Что тут можно сказать? Это своего рода знак качества, отличительная черта школы Суханова. Я горжусь, что являюсь носителем «особого звука» баянной школы профессора Суханова. «Читать за нотами» же Владимир Павлович учит с первых уроков, давая студенту свободу мысли и возможность проявления личного понимания исполняемой музыки. Именно так взращивает он индивидуальность в каждом ученике. Многогранность его таланта, большой исполнительский и педагогический опыт — достояние башкирской баянной школы. В день славного юбилея хочу поблагодарить учителя за бесценные уроки и пожелать здоровья и новых творческих свершений. С юбилеем, дорогой Учитель!
Проректор по учебной и воспитательной работе Лидия Валентиновна Воробьева:
— В первую очередь он музыкант, с невероятным слухом и тонкой душевной организацией. Очень спокойный человек. Создаёт комфортные условия для динамичного развития факультета, где работает деканом уже 17 лет. Его отличают чуткое отношение к педагогам, поистине отеческая забота о студентах. Знает, чувствует их всех.
Студенты, даже не из его класса, не народники, дружно формулируют: он как отец. Это слово наполняется добавочным смыслом, как вспомним о «Метелице», — отец-основатель!
Жить рядом с Сухановым — сдвинем акцент на супругу, Нину Михайловну, что уже почти пятьдесят лет преподаёт музыкально-теоретические и хоровые дисциплины в ДМШ № 7. «Ниночка — это наше солнце, яркое, тёплое, доброе солнышко», — настойчиво, убеждённо повторял мне Владимир Павлович. Замечательная хозяйка, заботливая и надёжная, соратница, вдохновительница на высокое творчество. Фото семьи всегда с собой — трое детей, трое внуков, в центре Ниночка. Семья — это святое! Да. А нынешние его ученики спорят: «Нет, это мы семья Суханова»…
Видео на сайте Уфимского училища искусств. Вслушалась в пение Вахита Хызырова в дуэте с Сухановым. Песни военных лет: «Случайный вальс», «Вечер на рейде», «Город над вольной Невой», «Моя любимая», «Песня батыров» записаны к 75‑летию Победы. Снято близко, в классе. Крупным планом — руки баяниста. Ласковое поглаживание клавиш, баян — как бы единое целое с музыкантом, часть его тела… Взгляд устремлён на певца — и дыхание, и чувства синхронны.
В другой записи, из Шаляпинского зала, различимы слова Вахита Галибаевича: «Стоять на сцене рядом с Сухановым — это счастье. Петь с ним — высокая честь». На стене плакат: «Республиканский конкурс аккомпаниаторского искусства». Это соревнование родилось с подачи Владимира Павловича…
О тонком искусстве аккомпанирования Суханов (с 1975 года он концертмейстер в Башкирской филармонии) дал мне почитать две свои книжки. И в них — его душа. Деликатность. Точность. «Юный музыкант, стремящийся без указания педагога играть на слух, сочинять, импровизировать, и является по-настоящему одарённым. Задача педагога вовремя заметить, отреагировать и всячески помогать в развитии этих способностей».
Нынешний юбилей — кстати, из разряда «официально признанных» — 75‑летие, конечно, будет отмечен концертами. Настроены мы на два — в Камерном зале и в Большом Шаляпинском. Сегодня, предвкушая удовольствие от музыки в исполнении юбиляра и его соратников, скажу: никакие слова с музыкой «от Суханова» не сравнятся.