Все новости
Звуки музыки
28 Декабря 2023, 23:36

СКРИПКА В БАШКОРТОСТАНЕ В ВЕРНЫХ РУКАХ ФЛЮРЫ СИТДИКОВОЙ

Скрипка – один из самых сложных для освоения инструментов. Со времён Никколо Паганини она взяла на себя роль дьявольской соблазнительницы. Недаром фильм о нём называется «Скрипач дьявола». Воздействие скрипачей на аудиторию сродни гипнозу…

СКРИПКА В БАШКОРТОСТАНЕ  В ВЕРНЫХ РУКАХ  ФЛЮРЫ  СИТДИКОВОЙ
СКРИПКА В БАШКОРТОСТАНЕ В ВЕРНЫХ РУКАХ ФЛЮРЫ СИТДИКОВОЙ

Автор — Светлана Платонова

 

Во время юбилейного концерта заведующей кафедрой струнных инструментов Уфимского государственного института искусств скрипачки Флюры Булатовны Ситдиковой на сцену выходили фактически все ученики её класса по специальности — и по-разному «искушали» аудиторию… И музыка была избрана такая — для удовольствия, расслабления, лёгкой игры с эмоциями… Сама «виновница», конечно, в ансамбле с пианисткой Татьяной Федуловой очень обольстительно исполнила «Блюз» Мориса Равеля, можно сказать, по эмоциональному воздействию способный соревноваться со знаменитым «Болеро». Имею в виду именно — по гипнотическому «кружению» в поле одного завораживающего образа…
Справедливо назвать всех, кто украсил собой юбилейную программу. Это Александра Вакурова, Анна Ганиева, Рената Исмагилова, Сино Махмудов, Елизавета Мочалкина, Лолита Пастухова, Камилла Пулатова, Валерия Самыкина… Открыл программу ансамбль скрипачей Среднего специального музыкального колледжа (руководитель — Лилия Феликсовна Богомолова). Как и полагается при выступлениях скрипачей, в дуэт вступали концертмейстеры: Елена Мухамедина, Людмила Левшина (ко мне подошла одна слушательница и особо попросила отметить её за качество звука), Лена Мусабирова, Айсылу Хайруллина. Все они, без всякого сомнения, — отличные музыканты.
Когда ведёшь речь о Флюре Ситдиковой, надо сказать и в целом о скрипачах кафедры струнных инструментов. Специальные классы смычковых инструментов начали функционировать в УГИИ со дня его основания. Первыми преподавателями стали лучшие выпускники Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, среди них — скрипач Сергей Саркисьянц. Поначалу смычковые классы входили в объединенную кафедру фортепиано и струнных. В 1970 году образовалась кафедра оркестровых инструментов, ею заведовал С. Саркисьянц, а в 1977 году была создана отдельная кафедра струнных инструментов.
Кафедра росла вместе с институтом. География приёма абитуриентов была всесоюзной. Учились студенты из Москвы и Ленинграда, Грузии и Армении, Украины, Дальнего Востока, Татарии и др. Но основной набор составляли выпускники музыкальных училищ Башкирии и близлежащих областей Урала. С ростом контингента пополнялся и педагогический состав кафедры. В 1969 году начал работать скрипач Александр Шисман (печаль: уже и попрощались мы с ним…), почти одновременно — скрипачка Майя Геллер, в дальнейшем — Михаил Швайштейн, Евгений Логинов.
Питомцы кафедры трудятся далеко за пределами зоны влияния института: в Москве, Петербурге, Ульяновске, Волгограде, Перми, Тюмени, Томске и др., а также в странах ближнего и дальнего зарубежья: Узбекистане, Грузии, Германии, Израиле, Испании, Канаде, США и др.
Одновременно с воспитанием молодых музыкантов педагоги кафедры активно вели концертно-просветительскую деятельность. Был создан струнный квартет, в разные годы в нём играли скрипачи: Сергей Саркисьянц, Александр Шисман, Рустэм Кирдан, Майя Геллер, Дмитрий Неволин… Выступали в Уфе, по республике, неоднократно ездили в Москву, Петербург и другие города страны для участия в фестивалях, пленумах, концертах по линии Союза композиторов, а также за рубеж. Участвовал квартет УГИИ в Генделевском фестивале в городе Галле (Германия, 1979), во Всесоюзном конкурсе квартетов в Тбилиси (1979).
Стремление преподавателей кафедры к исполнительской деятельности — одна из самых сильных сторон её творческого потенциала. Кафедра всегда оказывала положительное влияние на развитие струнных отделов училищ и детских музыкальных школ Башкортостана. Преподаватели кафедры работали в Уфимском училище искусств, в Средней специальной музыкальной школе/колледже.
С 1986 по 2001 год кафедрой руководил народный артист РБ, профессор Михаил Ефимович Швайштейн. Его ученицей и является героиня моего рассказа. После окончания УГИИ, с 1983 года Флюра Булатовна Ситдикова работала иллюстратором и преподавателем на кафедре камерного ансамбля, в 1985 году окончила очную ассистентуру-стажировку в Казанской консерватории. Продолжая дело своего педагога на поприще руководителя, заведует кафедрой с того момента, когда Швайштейн уехал в Москву.
Ситдикова — яркий представитель уфимской скрипичной школы, лауреат международного конкурса, обладатель гранта «Русское исполнительское искусство». Вот слова Михаила Ефимовича: «Передавая кафедру Флюре Ситдиковой, я спокоен. Удивительный подвижник, заботливый, чуткий коллега, тонкий педагог высокой внутренней культуры, маэстро скрипки». Такие слова дорогого стоят.
О Ситдиковой писать мне уже доводилось. Однажды читала о ней в статье Ренарда Хантемирова (не так давно ушёл он от нас, царство ему небесное). Оказывается, корень фамилии «ситдик» в переводе означает «правильный», «подлинный», «очень верный».
Нередко приходится подниматься на третий этаж нашего института искусств — там «царство скрипки» — иногда коридор прямо-таки полон молодых людей, девушек и юношей со скрипкой и смычком в руках. Как говорит профессор Флюра Ситдикова, студенты ныне стали не просто заниматься больше, но и играть иначе, поменялось отношение к самому звуку, в конечном итоге — к профессии. Наверное, и влияние игры их педагогов (может, более всего — их лидера — Ситдиковой) имеет место быть.
В число учеников Флюры Булатовны входят такие замечательные скрипачи, признанные на международных и всероссийских конкурсах, как Марат Габдуллин (ныне он являет собою цвет скрипичного искусства города Эдмонта, что в Америке, штат Оклахома), Татьяна Приказчикова, Роман Рогив, Сергей Самушкин, Камилла Хамидуллина, Лидия Данилко (её мы услышали в программе того вечера, она солировала в составе недавно сформировавшегося Nova Quartet’а) и много-много других.
Повторю: Флюра Булатовна работает в институте с 1983 года (!). За это время ею было написано множество важных научно-методических работ и учебных программ, защищена кандидатская диссертация, а государство оценило вклад профессора Ситдиковой званием заслуженного деятеля искусств РБ. А слышать её в разных концертах посчастливилось десятки — если не сотни раз.
На «пятничном» перводекабрьском вечере в Шаляпинском зале собралось немало слушателей, среди которых были благодарные ученики, выпускники, коллеги (а коллеги — педагоги начального и среднего звеньев на концерты Ситдиковой приходят всегда).
Заключало концерт «Пьяццолла-трио» (Олег Мельников — кнопочный аккордеон, Елена Мухамедина — рояль, и, конечно, с участием именинницы). Два танго: «Закрой глаза и слушай» и «Фуга Мистерио». Широкое, чувственное вибрато скрипки, лёгкие тремоло, пронизывающий, слегка дрожащий звук баяна, расхождение и слияние голосов, неумолимый пульс рояля. Свобода и ностальгия, диалоги мелодий и «разговоры втроём». Как-то довелось мне писать об этих троих. И понравились суждения одного писателя, их и хочу привести ещё раз: «Милонга, женщины, хлопок по плечу, который хотелось считать похвалой, — в общем, я был счастлив сверх меры. Подруга в танце попалась мне чуткая — угадывала каждое моё движение. Танго делало с нами всё, что хотело — подстегивало, пьянило, вело за собой, отпускало и опять захватывало». Это Хорхе Луис Борхес, а милонга — аргентинский танец, смешавшийся с традициями иммигрантов, откуда и произошло танго. От африканцев был взят ритм, от испанцев — мотивы, а само слово «танго» возникло от tangere — латинского «касаться». Вот это — сгусток восприятия Пьяццоллы.
Наше «Пьяццолла-трио», конечно, у нас — и не только в Башкиртостане — суперизвестно. И на этот раз расслабленно-страстной, опять же обольстительной игрой они довели публику «до точки кипения». Под горячие аплодисменты на сцену к Флюре Булатовне буквально ринулись поклонники — с букетами, подарками… А её воспитанники не отказали себе в удовольствии «взять слово» и выразить Учителю благодарность за тепло, стойкость, требовательность, душевное участие в их судьбах.

СКРИПКА В БАШКОРТОСТАНЕ  В ВЕРНЫХ РУКАХ  ФЛЮРЫ  СИТДИКОВОЙ
СКРИПКА В БАШКОРТОСТАНЕ В ВЕРНЫХ РУКАХ ФЛЮРЫ СИТДИКОВОЙ
Автор:Любовь Нечаева
Читайте нас в