Все новости
Звуки музыки
29 Мая , 18:40

Дебюты и корифеи, мейнстрим и «физики»

С 5 по 7 апреля в столице Башкортостана состоялось самое ожидаемое событие уфимской весны – Международный джазовый фестиваль «Розовая пантера». В этом году, – уже двадцать седьмой по счету. Организаторы – Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова и арт-директор музыкального праздника – народный артист республики Олег Касимов вновь не обманули ожиданий джазменов – все три дня залы были аншлаговыми.

Дебюты и корифеи, мейнстрим и «физики»
Дебюты и корифеи, мейнстрим и «физики»

5 апреля первый вечер открыл один из лучших джазовых трубачей страны Сергей Пронь — «простой уральский парень из Саратова». Именно так представил его неизменный ведущий фестиваля на протяжении нескольких лет, значимая фигура российского джаза, российский журналист, джазовый обозреватель, писатель, музыкант, издатель и главный редактор журнала «Джаз.Ру», главный редактор ведущего российского джазового портала www.jazz.ru. Кирилл Мошков (Москва). «Сергей уже не раз играл на уфимской сцене, однако сегодня впервые выступает как солист. Он окончил консерваторию в Саратове как трубач, учился академической музыке, но джаз победил, — рассказал о нем Кирилл. — Пронь не просто исполняет музыку — это человек, который рождает музыку». Основой выступления Сергея послужил один из самых популярных альбомов 1959 года легендарного музыканта Майлза Дэвиса «Kind of Blue». Исполнение композиции «Blue and green» стало самым пронзительным моментом концерта. Музыканты посвятили эту мелодию памяти недавно ушедшего из жизни Владимира Фейертага, который в свое время неоднократно принимал участие в фестивале «Розовая пантера» в качестве ведущего. Сергей Пронь — один из маститых джазменов России, уже был участником «Розовой пантеры», заслуженный артист России, обладатель титула «Лучший джазовый трубач России» Музыкант — член Международной гильдии трубачей, создатель и руководитель Квартета европейского джаза, участник международных джазовых фестивалей и многочисленных проектов с мировыми джазменами. Владеет широкой амплитудой стилей и направлений.


Экспрессивная вокалистка Сибель Кёсе представила джаз с турецким колоритом. «Сибель Кёсе в 13 лет услышала запись Эллы Фицджеральд и захотела быть как Элла Фицджеральд. И она все ещё хочет быть как Элла Фицджеральд. Потом она побывала в Польше, познакомилась с французским трубачом Жан-Лу Лоньоном. В России успела выступить в Москве и на Камчатке. Её участие в уфимском фесте откладывалось из-за пандемии, но Олег Касимов «дожал» этот вопрос», — представил выход певицы Кирилл Мошков. Артистка исполнила джазовые композиции на английском, французском и португальском, покорила аудиторию сочетанием классического джаза с узнаваемыми иньонациями турецкого фольклора. Сибель выступала с Рики Фордом, Слайдом Хэмптоном и Жан-Лу Лоньоном. Она участница мировых джазовых фестивалей, обладательница главного приза в Международном конкурсе джазовых вокалистов в Польше.


6 апреля молодой перспективный певец из Камеруна Кристель Йомо Кэмганг (Christel Yomo Kamgang) дебютировал не только в нашем городе, но в России (его концерты проходят в рамках саммита «Россия — Африка»). Наш гость исполняет музыку в направлениях соул и ритм-энд-блюз, он автор композиций в различных стилях, продвигает собственные проекты у себя на родине. Исполнительская манера Кристеля напоминает манеру Рэя Чарльза: в рамках фестиваля певец представил своеобразный трибьют в честь американского певца и пианиста. «К музыке он шел непростым путем. В родной стране учился на факультете философии и психологии, но очень любил петь. Когда мы говорим об Африке, мы думаем, что люди там играют только свой фольклор. На самом деле это не так. С фольклором вас, конечно же, познакомят, если вы приедете туда как туристы. Но в реальной жизни в Африке слушают то же, что во всем мире. Более того, одна ветвь африканской музыки оказала огромное влияние на американскую музыку. У африканцев все основано на четком ритме. Так, как поют ритмы блюза, соула и регги в Африке, европейцы петь не могут», — утверждает джазовый обозреватель Кирилл Мошков.


«Вышел, улыбнулся, спел и покорил — так можно кратко охарактеризовать выступление молодого камерунского исполнителя, — поделилась впечатлениями Лейла Аралбаева — Уверенный и задорный, естественный и колоритный, свободный и проникновенно звучащий — он вмиг очаровал всех. Даже рэп воспринимался на удивление органично. Певцу удалось так «зажечь» зрителей, что они сначала весело пели вместе с ним, потом включили телефонные фонарики под грустную песню о свободе и так долго аплодировали стоя, что Кристелю и Биг-бенду ничего не оставалось, как повторить на бис фрагмент прозвучавшей композиции Рея Чарльза «Аллилуйя».


Трио Игоря Яковенко (Москва) — тоже дебютант фестиваля. Ансамбль презентовал уфимцам альбом «Гиперфокус». Все композиции написаны лидером, а название основано на идее развития глубины музыки, а не ее объема, концентрации на небольшом количестве информации и бесконечном вслушивании. Этот минималистский подход к джазу помогает слушателю глубоко сосредоточиться на одной эмоции, исследовать и почувствовать ее как можно больше. В составе трио: Игорь Яковенко (рояль), Игнат Кравцов (ударные), Полина Белан (контрабас).


«В джазе не существует правильного или неправильного направления. Есть мейнстрим, есть музыканты, которые пишут собственную музыку, придерживаясь его, а есть музыканты вне мейнстрима. Это так называемые «физики» — люди, которые первое образование получили в техническом вузе. Именно благодаря учёбе в аэрокосмическом университете пианист-виртуоз Игорь Яковенко научился анализировать и синтезировать, не повторять образец, а создавать собственный и двигаться дальше», — представил музыканта Кирилл Мошков.


Композитор и пианист Игорь Яковенко принадлежит к новому поколению музыкантов, не признающих границ между классической и неакадемической музыкой, меняющих ролями авторов и исполнителей. Сочетая образцовую классическую школу игры на фортепиано и клавесине с мастерством джазового пианиста, он является разносторонним музыкантом с уникальным фирменным стилем.


Немного о других участниках трио. Игнат Кравцов на сегодня — профессиональный барабанщик, композитор, педагог и художник, один из самых востребованных барабанщиков в России. Работал с Мишелем Леграном, Рэнди Брекером, Алексом Сипягиным, Стенли Джорданом, Стивом Турре. Полина Белан — лидер и создатель джаз-бэнда «Rostov People». Полина — резидент московских джаз-клубов, играла с ведущими мировыми джазовыми музыкантами.


7 апреля финальный день фестиваля начался с лекции об истории российского джаза главного редактора журнала «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова и презентации его книги «ДЖАЗ 100». По сценарию, написанному на основе книги, был снят одноименный полнометражный документальный фильм, посвященный 100‑летию российской джазовой сцены. На конкурсе XII международного кинофестиваля «Будем жить» 31 августа 2023 года картина завоевала второе место в номинации «Документальное кино». Позже творческий коллектив принял решение о создании четырёх серийной телевизионной версии фильма, премьера которого состоится осенью.


Гала-концерт вновь подарил уфимскому музыкальному сообществу встречу с давним любимцем, корифеем российского джаза — народным артистом России, всемирно известным саксофонистом Игорем Бутманом и его квартетом. Коллектив, которым руководит Игорь Михайлович, с 1999 года носит звание «торговой марки» российского джаза. Это уникальный музыкант и блестящий пианист Олег Аккуратов, солист Московского джазового оркестра, постоянный участник квартета и Биг-бэнда Игоря Бутмана, один из лучших барабанщиков страны Эдуард Зизак, уроженец Урала, молодой перспективный контрабасист Сергей Корчагин.
Команда Игоря Бутмана — участник фестивалей в Германии, Франции, Италии, Финляндии, Болгарии и Турции, выступал на лучших площадках мира. «Всегда с радостью приезжаю, по возможности. Атмосфера очень теплая, оркестр отличный», — поделился впечатлениями Игорь Бутман. В исполнении Квинтета Игоря Бутмана феерично прозвучали не только серьезные джазовые композиции, но и популярные мелодии из мультфильма «Бременские музыканты», кинофильмов «Приключения Буратино» и «Я шагаю по Москве».


Марку башкирского джаза все три дня мастерски подтверждал Биг-бенд филармонии — участник многочисленных международных джазовых фестивалей, инструментальная основа всего праздника — во главе с Олегом Касимовым. «Уфимский джазовый фестиваль входит в десятку лучших в стране, о нем знают за рубежом, — подытожил Олег Валерианович. — Проблем с поиском исполнителей нет, многие хотели бы приехать. Мы всегда рады знакомить нашу публику с самыми талантливыми коллективами и певцами».

Дебюты и корифеи, мейнстрим и «физики»
Дебюты и корифеи, мейнстрим и «физики»
Автор:Марина Луговая
Читайте нас: