Камиль получил профессиональное образование в Уфе, продолжил и завершил в Санкт-Петербургской консерватории. С весны прошлого года он работает с Камерным оркестром филармонии вместе с художественным руководителем коллектива Олегом Касимовым и уже успел представить уфимской публике целый ряд новых программ, получивших положительные отзывы среди профессионалов и восторженные отклики со стороны меломанов.
Мне удалось побеседовать с маэстро о сути творческого процесса, о линиях судьбы, которые аккумулировали композиторскую и дирижерскую деятельность, да и просто — о жизни.
— С трёх лет я постоянно находился в училище искусств с мамой (Асия Аскатовна до сих пор преподает музыкально-теоретические дисциплины — примечание автора), которая видела меня в будущем врачом-хирургом. Но жизнь так повернулась, что мои интересы всецело сосредоточились на волшебном мире музыки. В итоге я поступил в Средний специальный музыкальный колледж в класс гобоя, потом в училище искусств, далее — в академию искусств. Моими учителями стали Раит Ганеев, Нур Даутов, Салават Сальманов, Геннадий Михайлов, Ирина Табульдина и Салават Сальманов.
В 2003–2009 годах работал в Национальном симфоническом оркестре, сначала регулятором, потом концертмейстером группы гобоев, а впоследствии трудился дирижёром. В годы учебы много ездил на гастроли и в составе Национального симфонического оркестра, и вместе с оркестром театра оперы и балета. в 2009 году был даже приглашён для участия в фестивале Валерия Гергиева в Санкт-Петербург вместе с несколькими коллегами.
С культурной столицей связано моё становление как дирижёра и композитора. В 2009 году я поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где в дальнейшем учился в классе известнейшего дирижёра Владимира Абрамовича Альтшулера, ученика Александра Дмитриева, хранителя и продолжателя традиций великих мастеров — Ильи Мусина и Николая Малько. Владимир Абрамович — дирижёр академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, создатель квартета филармонии. Для нас, его благодарных учеников, он прежде всего гениальный педагог. Его класс был самым большим в консерватории. Обычно на занятиях сидело по 5–7 студентов, мы учились на ошибках друг друга, обсуждали, предвосхищали недоточёты. Он требовал знания партитур наизусть, скрупулезного отношения к нотному материалу. Помимо технических навыков, знаний основ дирижирования, Владимир Абрамович старался в каждом из нас воспитать личность, объяснял тонкости психологии оркестранта. Он призывал много читать, сам был энциклопедистом, часто цитировал наизусть поэтические строки. Он тот преподаватель, после обучения у которого, не страшно выходить к оркестру! Человечность — это, пожалуй, самое главное качество, которым его можно охарактеризовать. Он учил любить музыку и тех, кто её исполняет. Мне очень повезло с учителями!
Тогда же я познакомился с известным кинокомпозитором Максимом Кошеваровым, в творческой копилке которого саундтреки более, чем к двумстам кино — и анимационных фильмов. Максим — автор музыки к сериалам «Улицы разбитых фонарей», «Ментовские войны», «Тайны следствия», «Григорий Р», «Мотыльки», «Честное пионерское», мультфильмам «Лунтик» и другим.
Мы встретились, когда он искал исполнителя на курае для одной из своих работ. Мой друг посоветовал Максиму пригласить меня, зная, что я по первому образованию гобоист и самоучкой освоил курай. В итоге я исполнил партию солирующего курая с академическим составом симфонического оркестра! Вот такой парадокс. Узнав, что я композитор, Максим поручил мне оркестровать музыку нескольких партитур к кинолентам, над которыми он тогда работал. Так и началось наше сотрудничество. Он стал моим наставником в создании киномузыки. «В тебе я вижу себя», — говорил он мне, что было очень лестно. Это совершенно отдельная область творчества, которой практически нигде не учат!
Вскоре состоялось знакомство и с режиссёром Игорем Нурисламовым, с которым работаем и по сей день, создаём музыку к фильмам, которые успешно идут на каналах «Россия-1», ТВЦ. Игорь Нурисламов раскрыл во мне ту область творчества в киномузыке, которую я всегда мечтал проявить. Это, прежде всего, отсылки к лучшим образцам советского кино, максимальное проникновение в суть образа и драматургии. Наши с ним сериалы — это художественные произведения.
В 2013 году звёзды так сложились, что мы встретились с башкирским кинорежиссёром Айнуром Аскаровым и тоже начали совместное творчество. С ним я сделал первый но не последний в своей жизни большой метр. Это была самая крупная работа в области киномузыки. С ним мне удалось получить награды престижных кинофестивалей: в 2020 году я был отмечен специальным призом дирекции Гатчинского кинофестиваля «Гранатовый браслет» «За оригинальную музыку» к фильму Айнура Аскарова «Отряд «Таганок»; в 2022-м был удостоен «Приза имени Михаила Глинки» за оригинальную музыкальную характеристику героев в фильме «Семья года» на XV Международном кинофестивале «Золотой Феникс» в Смоленске. В 2023-м меня приняли в Союз кинематографистов России. Отдельную благодарность хотелось бы выразить Зухре Буракаевой, которая сейчас является председателем башкирского отделения Союза кинематографистов.
В Питере я встретил и свою супругу Гульназ, которая после окончания нашего Среднего специального музыкального колледжа поступила в Санкт-петербургскую консерваторию. У нас два сына. Сегодня она лучшая арфистка республики. Я рад, что мы снова работаем вместе: Гульназ до недавнего времени была солисткой НСО РБ (ныне ГАСО), давно сотрудничает с филармонией, оперным театром, она постоянная участница проектов «Воскресный концерт для всей семьи», лаунж-концерт, «Песочная фантазия», «Музыку слушаем вместе» и других. Недавно она замечательно выступила в качестве солистки в концерте с Камерным оркестром «Арфа в джазе».
После возвращения из северной столицы я с 2015 по 2023 год работал дирижёром НСО. в этом оркестре было сыграно множество классических и популярных программ, проделана колоссальная работа. Сохранились замечательные записи. Это был для меня богатый опыт.
Так сложилось, что сегодня я реализую себя в двух направлениях: композиторском и дирижёрском. В дальнейших планах текущего, кстати, юбилейного для филармонии 85‑го сезона запланировано два концерта с известными солистами, харизматичными музыкантами — кларнетистом из Москвы Русланом Шмельковым и органистом из Белгорода Тимуром Халиуллиным. В перспективе я хочу подготовить проекты с гобоистом Филиппом Ноделем и Петром Терменом — правнуком русского изобретателя Льва Термена, создателя терменвокса — электронного музыкального инструмента, исполнителем и руководителем школы терменвокса в России.
Моя мечта — создание большого симфонического оркестра на базе Башкирской филармонии. У нас есть прекрасный «росток» в виде камерного оркестра, в котором мы работаем вместе с художественным руководителем Олегом Касимовым. За последний год нам удалось осуществить ряд концертов, состоящих из хрестоматийных произведений для струнного оркестра: это «Хольберг-сюита» Грига, серенады для струнного оркестра Чайковского и Элгара. В дальнейшем я хочу не только продолжать штудировать струнный репертуар, хотелось бы представить две монооперы, симфонии венских классиков, произведения романтиков и импрессионистов.