Все новости
Звуки музыки
21 Августа , 12:36

Новые музеи Уфы: музыка + театр

В конце мая в Уфе, в восстановленном особняке купцов Соловьёвых на улице Свердлова, состоялось торжественное открытие Музея музыки имени Федора Шаляпина – первого в РБ театрально-музыкального музея. Именно в Уфе у Шаляпина был первый дебют, заключён первый контракт и здесь он впервые заявил о себе как великий артист. Сегодня на вопросы «Рампы» любезно согласилась ответить Анастасия Баранова, вице-президент Межрегионального Шаляпинского центра, старший научный сотрудник и автор проекта Музея музыки им. Ф. Шаляпина в Уфе.

Новые музеи Уфы: музыка + театр
Новые музеи Уфы: музыка + театр

— Анастасия Анатольевна, вы стали автором проекта музея Шаляпина и творческим организатором в процессе его создания. Расскажите немного про историю музея и главную концепцию экспозиции.


— Открытие музея Шаляпина было заветной мечтой Галины Бельской — первого руководителя Уфимского Шаляпинского центра. Она ещё в 90‑е годы прошлого века нашла ценные архивные материалы о пребывании Шаляпина в Уфе, начала собирать коллекцию для будущего музея. Именно Галина Александровна вовлекла на «шаляпинскую орбиту» Елену Замрий, нынешнего руководителя Шаляпинского центра, а затем и меня, тогда еще студентку.


А в 2021 году, когда Главой республики Радием Хабировым было принято долгожданное решение о создании музея, встал вопрос о том, кому поручить разработку концепции и руководство проектом. Я взялась за эту сложную задачу с большим энтузиазмом. Во‑первых, из огромной любви к творчеству Ф. И. Шаляпина (на тот момент я уже жила в Москве и влилась в яркую и насыщенную жизнь Межрегионального Шаляпинского центра, стала его вице-президентом). Во‑вторых, потому что имею, помимо филологического, художественное и дизайнерское образование, и для меня работа с художниками и дизайнерами понятна и привычна.


— Особняк Соловьевых занимает всего 160 кв. метров — метраж современной четырёхкомнатной уфимской квартиры. Это крайне мало для музея, учитывая, что ещё где-то должны располагаться служебные помещения. Как вы ухитрились не только достойно разместить несколько залов, но и даже выделить место для небольшого концертного зала со сценой? Причём визуально в музее дефицита территории не ощущается. Как вам удалась эта магия?
— В нашем музее действительно присутствует магия, «дух места». Наверное, это потому, что наш музей не был придуман искусственно — он рождался и рос, как живой организм. Были изначальные идеи, задумки, планы. Но мы получили совершенно определенное помещение со своим метражом, количеством и расположением комнат, окнами и дверями, которые порой оказывались совсем не там, где нужно. У нас было изначально 146 кв. метров и шесть комнат, из которых одну мы сделали проходной — для удобства посетителей. Ещё две слились в едином пространстве концертного зала, соединённые аркой. Это место для проведения «Музыкальных салонов», без которых сегодня уже трудно представить наш музей. Ещё два экспозиционных пространства я «выкроила» из холла (там сейчас располагается «Гримёрная артиста») и коридора (нынешняя «Галерея друзей и наставников»).


Все эти важные изменения были проведены для того, чтобы наш музей смог отразить главную концептуальную идею — путь Федора Шаляпина от дебюта в Уфе до его триумфа на лучших сценах мира.


— В Музее музыки много мультимедийных инноваций: превращающиеся в демонстрационные экраны зеркала или стекла витрин экспозиций… Все эти чудеса возможно увидеть только вместе с экскурсоводом, у которого есть пульт управления?


— Я всегда подчеркиваю, что в нашем музее нет принципа «технологии ради технологий». Все мультимедийные инновации работают на общую концепцию и применяются только там, где это необходимо. Почему они вообще введены? Потому что музей XXI века, конечно, сильно отличается от старых добрых музеев, к которым мы привыкли. И не только потому, что техника шагнула далеко вперёд, а потому, что сами люди изменились. Мы живем в информационном обществе, мы привыкли к яркой визуальной подаче информации, нас уже трудно удивить традиционными решениями.


Но совсем уходить в «цифровой музей» не хотелось. Напротив, с помощью современных мультимедийных находок мы приближаем посетителя к миру конца XIX — начала XX века, оживляем его, делаем интереснее. Ведь наша главная аудитория — это молодёжь, подростки, дети. Задача — ИХ заинтересовать классическим искусством, музыкой, историей города и страны, познакомить с миром оперы. И мы добились этого эффекта, создав музей-театр. Каждый зал — это новые декорации, особенная музыка, свет, спецэффекты. И увидеть их все в действии можно только во время «спектакля» с экскурсоводом.


— Главная ценность музея — его экспонаты. О каких-то самых ценных артефактах можете рассказать?


— Поиском экспонатов для Музея музыки я занималась в течение почти трёх лет в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Кисловодске и других городах. Знакомилась с коллекционерами, ходила по «блошиным рынкам» и антикварным магазинам. Некоторые предметы нам с Еленой Петровной Замрий удалось получить в дар, за другими пришлось «поохотиться» и даже поучаствовать в аукционах.


В итоге за это время музейная коллекция приросла почти на 500 экспонатов. Из них есть совершенно уникальные. Это комод-бюро друзей Шаляпина, который я нашла в Плёсе. Его выкупил, помог отреставрировать и подарил музею наш меценат Филюс Ишбулатов. У нас хранится фотопортрет Шаляпина 1932 года с подлинным автографом, привезённый из-за рубежа; программа концертного тура с пометками артиста на полях; последняя пластинка Шаляпина, записанная им в Японии в 1936 году; семейные реликвии, которые хранились у его дочери Ирины Федоровны; редкая прижизненная сувенирная продукция, посвящённая Шаляпину. И этот перечень можно продолжать и продолжать…
— Я впервые побывала в Музее музыки им. Ф. Шаляпина, когда там проходила творческая встреча с художником Игорем Тонконогим, который участвовал в оформлении зала «Дебют». Переаншлаг в зале был такой, что многим гостям пришлось рассаживаться прямо на сцене, стоять или слушать художника из коридора. Расскажите о сотрудничестве с Игорем Валерьевичем и его работах.


— В нашем музее значительный акцент сделан на визуализацию: фото, видео, проекции, макеты, декорации… А в зале «Дебют и бенефис» шаляпинские воспоминания об Уфе оживают в виде художественных иллюстраций. На их создание ушло несколько месяцев труда замечательного художника Игоря Тонконогого. Мы обсуждали с ним забавные истории из мемуаров артиста. И Игорь Валерьевич стильно и с юмором передал их в жанре старинного комикса. Получилось, я считаю, очень «по-шаляпински». А рисунки, которые не вошли оформление зала, мы использовали для мультимедийной книги.


— В музее уже идет творческая движуха. Что у вас в ближайших планах на конец августа-сентябрь? Будет что-то особенное к юбилею Уфы?


— В августе в музее пройдет показ документального фильма «Шаляпин в Уфе». Он был снят в 2023 году Благотворительным фондом Оксаны Федоровой — режиссёра, певицы, ведущей и доброго друга нашего музея. Это первый фильм из юбилейного цикла к 150‑летию Шаляпина и Рахманинова. Я как сценарист этого цикла представлю фильм, расскажу о его создании, покажу уникальные фотографии со съёмок. Также в конце августа у нас откроется фотовернисаж «Летний отдых Федора Шаляпина». Мы покажем копии редких фотографий артиста, которые недавно получили в дар от Почётного президента Межрегионального Шаляпинского центра Юрия Тимофеева. И, конечно, посетителей ждут новые концерты и творческие вечера.

Новые музеи Уфы: музыка + театр
Новые музеи Уфы: музыка + театр
Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: