Все новости
Звуки музыки
29 Октября , 13:52

Любовь на все времена

Наверное, многим известна дискуссия на тему «зачем ходят в оперный театр». Авторитетные знакомые нередко утверждают: смотреть. Смотреть или слушать? Говорят, что у человека среди чувств зрение стоит на первом месте. Музыкантам, уверена, хотелось бы, чтобы их приходили слушать.

Любовь на все времена
Любовь на все времена

Вот на концерты Аскара Абдразакова, думаю, ходят слушать. Или, может, смотреть? Так приятно, просто здорово видеть этого певца, всегда в великолепной форме. Как говорил Антон Чехов, в человеке всё должно быть прекрасно…
вторая мысль приходит в голову после недавнего юбилейного концерта, посвящённого 55-летию Аскара Амировича Абдразакова. Как быстро летит время, а он выглядит всё так же отлично, как и в 1991 году, когда, будучи его преподавателем по истории русской музыки, автору этих строк посчастливилось с ним познакомиться. В 1996‑м довелось писать о нём в Краткую башкирскую энциклопедию (главный редактор издания Р. З. Шакуров). Читаю — и, уверяю вас, дорогие друзья, — не отказалась бы ни от одного слова. Требовалось дать лаконичную, но ёмкую, точную характеристику. Процитирую: Аскар «обладает голосом широкого диапазона, хорошего наполнения, красивого тембра. Исполнение его отличается музыкальностью и артистизмом» (с. 97). Далее перечислены основные партии, исполняемые им, — их там четырнадцать, а также указано, где он пел — Большой театр России, четыре страны (Италия, Англия, Германия, Швейцария. К нынешнему дню он покорил ещё немало других театров и стран). Названы и партнёры, среди них первые — Ирина Архипова, Мария Биешу (обе великие певицы солировали с Аскаром в незабываемом исполнении Реквиема Верди 4 июня 1994 года, отдавшем знак памяти жертвам Улу-Телякской трагедии). Естественно, в энциклопедии приведены победы на конкурсах. С 1991 года эти лауреатства завоёвывались на моих глазах — мы все следили, куда Аскар поехал и какую премию привёз. все премии были первые. Ну, или Гран при…


Готовясь к юбилейному концерту 29 сентября в Башкирской опере, заглянула, естественно, в Википедию. Обнаружилось, что авторы ссылаются именно на краткую, а потом и многотомную Башкирскую энциклопедию и на вашего покорного слугу как на автора… Только там во всех названных параметрах: победы, театры, репертуар — всего намного больше.


В анонсе на аскаровский концерт от Башоперы ключевым словом оказалось «полюбившиеся». Программу действительно составили полюбившиеся арии, сцены из опер, романсы, особенно любимые песни, среди них, например, хиты, вошедшие в память из репертуара Муслима Магомаева.


Поделившись со многими слушателями впечатлениями, удалось составить и ключевое мнение. Все подчёркивали, что важнейшей заслугой Аскара стало приглашение на свой юбилей «специального гостя» Владислава Сулимского — ведущего солиста Мариинского театра, знаменитого баритона, уже знакомого фанатам нашего оперного. Градус аплодисментов на его номера показывал, что такой уровень мастерства можно оценить как безупречный. Артист участвовал и в первом — оперном отделении, и во втором — его скорее назову эстрадным.


Если продолжить про температуру аплодисментов, бурную реакцию вызвало ещё и выступление Идриса Газиева. Надеюсь, нет нужды перечислять его регалии… Романс Рустема Яхина и песня «Музыка», которая была спета «как в последний раз» — с беспредельной самоотдачей, что и после отзвучавшей последней ноты несколько мгновений сам Идрис будто не мог прийти в себя, пребывая в бесподобном образе — самой Музыки.
Замечательно, что юбиляр умеет так дружить, так контактировать с коллегами! украсили программу наши любимицы — Эльвира Фатыхова, Лариса Ахметова, а также Владимир Копытов. Интересно, что в номера «на два баса» — а их мы часто слышали в дуэте Аскара и Ильдара — теперь был привлечён бас молодой, тоже солист Башкирской оперы — Артур Хисамов. Аскар здесь выглядел «наставником». В таком — в общем-то юмористическом, даже соревновательном ключе — прозвучала «Клевета» из россиниевского «Севильского цирюльника». В целом на юбилейном вечере реакция наша была восторженной, собрались истинные поклонники, друзья, фанаты самого юбиляра и всего музыкального искусства.


Героем концерта стал и симфонический оркестр Башкирского театра. Открыла вечер Увертюра Глинки к опере «Руслан и Людмила». Дирижёр, приглашённый из Мариинского театра Владислав Карклин, вёл эту сложнейшую партитуру ещё и с ускорением — эффектно, но рискованно. «Весь вечер на арене» — так можно определить роль Александра Кузьменко, конферансье.


Что особенно запомнилось? Наверное, Князь Гремин и Кончак (много раз замечала, что многие зрители ходят на «Евгения Онегина» и «Князя Игоря» именно потому, что там поёт Аскар Абдразаков). К великолепному аскаровскому Кончаку был хорош сам Князь Игорь у Владислава Сулимского («О, дайте, дайте мне свободу!» — не выходит из памяти).


Отошлю читателей к Интернету — на запрос «Аскар Абдразаков, слушать онлайн» вы найдёте так много того, что позволит вновь и вновь наслаждаться искусством нашего «богатыря», «батыра». Так назвали его в записи «Романтики романса» 2014 года (там он пел вместе с братом Ильдаром. На концерте присутствовала и их мама, которую с благодарностью представили публике). Любопытно, что эту запись завершила та же «Клевета», дуэт братьев, на который улыбками и смехом реагировала аудитория.
Теперь пора дать официальную информацию. Советник по культуре и искусству Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова, художественный руководитель Башкирского государственного академического театра оперы и балета Аскар Абдразаков 11 июля 2024 года отметил своё 55‑летие. Накануне юбилея указом Главы РБ за многолетнюю плодотворную деятельность и большой вклад в развитие культуры и искусства был награждён орденом Дружбы народов. Аскар Абдразаков — российский оперный певец, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана, лауреат международных и всероссийских конкурсов и Национальной оперной премии «Онегин», кавалер ордена Салавата Юлаева. Его хорошо знают и любят не только в России, но и за рубежом. Знаменитый оперный певец выступает на сцене Башоперы и Мариинского театра, принимает участие в многочисленных концертах и фестивалях по всей России. В марте этого года в родном театре состоялся его сольный концерт. В апреле Аскар Амирович вместе с Ильдаром выступили на творческом вечере, посвящённом 90‑летию отца — знаменитого башкирского режиссёра кино и телевидения Амира Габдульмановича Абдразакова. Уфимцы могли услышать артиста на августовском фестивале классической музыки «Романтика осени», в фестивале «Время героев», а также на мероприятиях, посвящённых 450‑летию Уфы.


Невозможно не сказать, что со сцены в тот вечер, 29 сентября прозвучали тёплые слова министра культуры Республики Башкортостан Амины Шафиковой. Она высоко оценила патриотизм певца, верного своей Родине, Башкортостану, отметила его заслуги — например, в присвоении оперному театру статуса академического или в устройстве гастролей нашего театра на сценах Москвы. Поблагодарила его за умение творчески сотрудничать: мы все помним, что именно Аскар участвовал в памятной юбилейной программе самой Амины Ивниевны (об этом писала «Рампа»). Она показала мастерство концертмейстера, Аскар пел тогда, в частности, известнейший романс Рахманинова на слова Пушкина «Не пой, красавица, при мне».


Завершая эти строки, от имени редакции журнала «Рампа. Культура Башкортостана» пожелаю Аскару Амировичу творческого долголетия, неизбывной любви слушателей-зрителей, новых премьер, а нам — неизменного удовольствия от той музыки, что он нам будет преподносить.

Любовь на все времена
Любовь на все времена
Автор:Светлана Платонова
Читайте нас: