Результаты очень порадовали. Выступили хорошо. Пели первый тур в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой (есть такой замечательный по акустике зал у Российской академии имени Гнесиных), второй тур — в малом зале Училища имени Гнесиных. Есть фотография Рашиды с первого тура, из шуваловского зала, видно, что снимают на большую камеру… Своим выступлением Рашида в целом довольна (но требовательность педагога Наили Габдулхаевны побуждает строже себя оценивать: «… могла и лучше»). Программа — любой, кто разбирается, скажет — непростая. Верстовский, Ария Надежды из «Аскольдовой могилы» и песня Зюлейки Римского-Корсакова второй тур — Ария Наташи «Какое право они имели» из «Войны и мира» Прокофьева, романс Глинки «К Молли» и русская народная песня «Уж ты сад». У Розалии тоже любопытные произведения: первый тур: Римский-Корсаков, ария Царевны-Лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане» и его же романс «Пленившись розой, соловей», второй тур: Ария Герды из оперы «История Кая и Герды» Сергея Баневича, «Бедный певец» Глинки и песня «Полно, Ваня» в обработке Мариана Коваля. Награды включали приглашения в российские оперные театры и концертные организации, книги об искусстве и денежные премии. Желающие могут посмотреть на сайте РАМ им. Гнесиных — там обозначен немалый призовой фонд и специальные призы.
Что это за конкурс? Когда рассказывают о нём на сайте гнесинки, то дают «краткую историю русской музыки» — от Фомина и Пашкевича до Кобекина, Щедрина и Александра Чайковского. Международный конкурс вокалистов имени Наталии Шпиллер «Шедевры русской музыки» был организован в 2014 году при поддержке руководства Российской академии музыки имени Гнесиных и Министерства культуры РФ на базе Академии. Цель прописана отчётливо: пропаганда и популяризация русской классической и современной вокальной музыки, возрождение и сохранение лучших традиций русского академического пения, выявление талантливой творческой молодежи. Последняя задача — это круг участников — от студентов, преподавателей вокала разных учебных заведений до артистов филармоний, солистов оперных театров.
От Башкортостана ныне выступила и была отмечена выпускница УГИИ Гульнара Валеева (II премия в группе преподавателей). Среди награждённых конкурса 2022 года тоже есть наши: Сергей Ермоченко (II премия; и он, и Гульнара — ученики Фарзаны Фаткулловны Сагитовой) и Роман Мамалимов (III премия). За 2023 год среди премированных видим студентку второго курса УГИИ Варвару Кузоватову — за лучшее исполнение произведения Рахманинова. И второе место — Гузель Усманова (кстати, Варя, Гузель, как и Роман, — питомцы Наили Габдулхаевны Юсуповой).
Думается, имя Натальи Дмитриевны Шпиллер — великолепный «магнит» для молодых вокалистов. Наталья Шпиллер, как пишут те, кто слышал её, — выдающаяся вокалистка: её голос, лирическое сопрано, красивый и широкий по диапазону, безукоризненно звучит во всех регистрах. «Интонационная сторона исполнения безупречна, фразировка закончена и выразительна. Основное качество, присущее Шпиллер как певице и артистке, — благородство вкуса и редкое чувство стиля. Это чувство является верным спутником её исполнительского искусства», — читаем об этой певице. Ярко подчёркиваются синтез взыскательной мысли, благородного чувства и великолепного мастерства (это строки из одной рецензии). Наталья Дмитриевна Шпиллер (1909–1995), народная артистка РСФСР была не только оперной певицей, но и педагогом, 45 лет передавала «от сердца к сердцу» своё мастерство ученикам. Её называют представительницей «Золотой эпохи» Большого театра СССР.
Теперь отдельно, с большим чувством восхищения, надо рассказать о Наиле Габдулхаевне Юсуповой — обладательнице Гранта Фонда Дмитрия Хворостовского, заслуженном работнике культуры Республики Башкортостан. Автору этих строк посчастливилось познакомиться с ней несколько лет назад и немного наблюдать за её педагогическими достижениями. Одна из первых встреч была в комнатке первого этажа уфимской Детской филармонии. На заседания нашего Регионального отделения российского Шаляпинского общества студенты класса Наили Юсуповой приходили не раз. И вот картинка о будто стоит перед глазами. Поёт учащаяся Уфимского училища искусств, ныне делающая такую карьеру, что кружится голова и не хватает слов. Это Айгуль Ахметшина. Читателям «Рампы» хочется пообещать эксклюзивное интервью с нею, и сразу скажу, что её именуют сегодня «Кармен номер один мира»! И она — впервые в истории любой музыки земного шара — записала башкирскую народную песню «Соловей» на знаменитой звукозаписывающей фирме мира «Декка» с Лондонским симфоническим оркестром — в католическом соборе. как известно, все они превосходны по своей акустике!
Так вот, столько сильнейшего энергетического воздействия от не стирающегося в памяти пения совсем молодой девочки мне не приходилось испытывать ни ранее, ни позднее. Чувствовался какой-то всеобъемлющий поток энергии, поток эмоций, обаяния, проникновения в суть звучащей музыки.
Но сейчас — речь о педагоге Айгули Ахметшиной. Певица говорила о ней неоднократно, и один фрагмент приведу здесь. Корреспондент задаёт вопрос: «Знаю, что Наиля Юсупова долгие годы работала концертмейстером у вокальных педагогов Миляуши Муртазиной и Лилии Каримовой. Какие же секреты она знает, что все её ученики (Альфия Каримова, Айгуль Ахметшина, Дина Хусаенова, Ольга и Елена Терентьевы, Диана Нурмухаметова и многие другие) так хорошо раскрываются?» Вы, дорогой читатель, наверняка многих из этих вокалистов знаете. Айгуль Ахметшина (а её интервьюер упоминает «в серединке») подробно и обстоятельно отвечает: «Во‑первых, преподавание — это талант от Бога. Не каждый может работать с голосом. Это дар и огромная ответственность. У каждого всё индивидуально, подобрать определенную технику к каждому и раскрыть его, не пытаться всех подгонять под один шаблон. Наиля Габдулхаевна всегда посещает мастер-классы, ездит на курсы повышения квалификации, смотрит, как работают другие люди. Она человек, которому дано, который знает, чувствует, и у неё рядом всегда были потрясающие концертмейстеры Виктория Смоленкова и Файруза Басырова. Когда мы учились, на все конкурсы ездили вместе, они с нами тоже занимались, мы жили в одной командной атмосфере. Наиля Габдулхаевна берётся иногда за таких детей, которых называют профнепригодными. А потом про неё говорят: «Нелечка берёт всех самых талантливых». На самом деле это большая совместная работа, причём надо заинтересовать и студента, чтобы он тоже работал, потому что в училище приезжают подростки из деревень, которые ещё до конца не понимают, в какую профессию они идут. Они думают — вот сейчас выйду и спою. На самом деле это огромный труд, как и любое искусство, любая работа.
В училище (Айгуль окончила Уфимское училище искусств. — С. П.) я очень много занималась вокалом, не выходила со специальности. Мне было всегда интересно сидеть в классе и слушать, как Наиля Габдулхаевна занимается с другими. Мы в день могли заниматься по четыре часа. Если у неё кто-то опаздывал, я опять вставала к фортепиано и пела».
Вчитайтесь в эти слова ещё раз! Талант, в первую очередь педагога, и секретов — секретов успеха никаких и нет!
Мне встречались суперталантливые преподаватели, учителя музыки, которые не просто учат, а — я это так называю «берут ученика в свои дети». Именно у такого педагога — а Наиля Габдулхаевна Юсупова первая из них — рождаются лауреаты всех мыслимых и немыслимых премий, и среди самых успешных — Айгуль Ахметшина. Поворот на разговор о ней и с ней хочется осуществить, как обещано, в ближайшем будущем.