Так с лингвистического анализа известного каждому телезрителю брендового названия началась беседа с Азатом Галянуровичем Вахитовым, руководителем телеканала «Туган тел» о приоритетах в традиционной и современной музыкальной культуре на примере национального телевизионного вещания. Признаться, тема насущная, культурологическая, почти искусствоведческая, но есть одно незначительное «но»: мой собеседник — технарь… Даже больше — доктор технических наук, защитивший две диссертации по магистральным трубопроводам, сварке, дефектам сварных соединений и безопасной среде… Это в другой жизни. Прежде всего, Азат Вахитов — известный исполнитель, композитор, организатор музыкальных фестивалей и масштабных концертных проектов в стране. Но как удаётся ему соединить несоединимое, в том числе в музыкальном эфире? Все возможно, если ты родом из детства! И родина твоя — Стерлитамак, город со славными музыкальными традициями и легендарным Дворцом культуры «Сода», где играл на танцах вокально-инструментальный ансамбль, а на барабанах — юный Азат Вахитов…
Азат Вахитов. В детстве я серьёзно занимался спортом: самбо, гимнастика. Однажды на соревнованиях мой товарищ сильно «повредился», и мама срочно перевела меня в музыкальную школу. Купили баян. Рос я в доброй творческой атмосфере. Родители прилично пели, любили татарские, башкирские народные песни, а также популярных в ту пору авторов, «Офо юкэлэре («Уфимские липы») Рима Хасанова. Но особо их вдохновляли мои успехи в музыкалке: я победил во всероссийском детском конкурсе «Музыканты-виртуозы» в Москве (1976–1977). Нас даже показали по центральному телевидению. Вскоре обзавёлся гитарой. Наш ВИА при ДК «Сода» выступал на дискотеках. Исполняли репертуар «Самоцветов», «Синей Птицы», Юрия Антонова, «срисовывали» Beatles, другие зарубежные коллективы. Признаться, я возомнил себя великим музыкантом, и чуть было школу не забросил. Брат убедил меня, что «сцена» — не профессия. Прислушался к доводам старших, взялся за учёбу. И, казалось, с музыкой «завязал».
Айгуль Усманова. Азат Галянурович, в годы учёбы в Уфимском нефтяном институте вы — секретарь комсомольской организации факультета, затем зам. секретаря комитета ВЛКСМ института по идеологии. Комсомольский актив, тем более по идеологии, включал, как правило, организацию культмассовой работы. К тому же нефтяной — это средоточие таких же «модных мальчиков» с гитарами, но в столичном масштабе. Наверное, ваш репертуар качественно обогатился?
Азат Вахитов. Да, мы стали увереннее. Помимо битлов в репертуаре появились Qween, Creedance… Я сам активно занимался организацией смотров студенческой самодеятельности, конкурсов. Мой друг Альберт Шагидуллин, известный оперный исполнитель (ныне проживает в Люксембурге), в ту пору был моим соседом по общежитию. Баритон, классный голос. Так вот, впервые на сцену я его «вытащил» на «Студенческой весне» в 86‑м году (наш нефтяной тогда первое место завоевал). Он исполнил «Вдоль по Питерской». Его услышал композитор Загир Исмагилов, председатель жюри конкурса, и пригласил учиться в Уфимский институт искусств. Альберту пришлось «параллелить». А после защиты диплома в нефтяном он поступил в Московскую консерваторию, учился у прославленного Евгения Нестеренко…
…В стране полным ходом идёт «перестройка». Шумим-кипим. Я — «идеолог» института. В райкоме зарплату платят, на совещания хожу. Но «перестройка», «новое мышление»! Вот возомнили, что «мир изменился»: молодёжь — «в авангарде», а старики — «до свидания». На выпускном 5‑м курсе у меня случился мощнейший конфликт с деканатом. Я же был кандидатом в члены КПСС, а меня в партию не приняли! Сильно расстроился, обиделся, мол, ещё пожалеете. И … подался «на севера». Но мои амбиции не позволяли быть просто мастером. Я должен быть начальником треста! В Норильске строил трубопровод, трудился на крайнем севере, осваивал Мисаяховское месторождение, cтроил газоперерабатывающий завод в Астрахани, был начальником участка. В 91‑м вернулся в Уфу. А тут кооперативы!.. Открыл частную фирму, развивался. Вскоре стал генподрядчиком на нефтеперерабатывающих заводах. До тысячи человек на предприятии! Занимались ремонтом установок: я по профессии трубопроводчик, сварщик. Учебный комбинат по подготовке сварщиков открыл, к нам со всего Советского Союза приезжали учиться… 17 лет в той организации отработал, пока не пришло осознание, что жизнь проходит мимо. Душа-то проситься петь!.
Айгуль Усманова. Знакомство с режиссёром Рамилем Ганиевым, возглавлявшим в ту пору телеканал «Туган тел» стало знаковым событием. Уже в последующие 13 лет Вашего руководства одним из популярнейших среди татаро-башкирской, в дальнейшем тюрко-язычной телеаудитории, вы из директора «эволюционировали» в художественного руководителя. А художественный, музыкальный вкус рождается, прежде всего, из профессионального искусства, профессионального образования. Показателен пример вашего друга Альберта Шагидуллина, оперного певца, когда судьбоносная встреча с патриархом башкирской музыки, композитором Загиром Исмагиловым решила счастливую участь подающего надежды молодого таланта, осуществив мечту о большой сцене. Конечно, сам Загир Гарипович не мог быть «прямым педагогом» для всех, но он внимание обратил. И не просто обратил, а пригласил учиться. Дал путевку в жизнь. Общеизвестно, что вокалистов на вступительных экзаменах он лично прослушивал. Подобная история происходила со многими прославленными артистами, к примеру, Идрисом Газиевым, Аскаром Абдразаковым…
…Мне, телевизионщику, на «Туган тел» интересно «клиповое» наполнение. А ещё кто и на каком уровне «творит». И вдруг вижу вас поющим на фестивальной сцене. Азат Галянурович, кто для вас является «главным учителем, способствовавшим вашему формированию как профессионального певца, творческого наполнения? Кого вам посчастливилось назвать своим вокальным педагогом?
Азат Вахитов. Да, я счастливый ученик Садыковой Римы Рушановны. Когда мне исполнилось 50 лет, я обрёл вокального педагога. Она открыла целый пласт музыки, неведомой мне ранее. Со временем освоил теноровые партии любимых опер. Пропел весь репертуар для классического вокала, что есть в училище и институте искусств. Дальше — больше.
Айгуль Усманова. Классическая тема благодатна, особенно для «Рампы». Какие авторы, чей репертуар вам интересен и успешно даётся на радость коллег и вашего вокального педагога?..
Азат Вахитов. Я «всеяден»: исполняю и рок, и классику, и народные песни. Пою неаполитанские песни, романсы из репертуара Бочелли, Синатры. На итальянском, английском, немецком, татарском, финском… Люблю произведения композиторов Р. Яхина, А. Бабаджаняна, Нино Рота, романсы Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», оперы Римского-Корсакова, арии Садко, Песню индийского гостя… Люблю Моцарта. «…Дер фрюллинг…» («Тоска по весне»). Шуберта люблю…
Спросите, зачем мне это всё?.. Я руковожу музыкальным телеканалом «Туган тел» 13 лет. И чтобы быть наравне с музыкантами, исполнителями и в плане профессионализма меня никто не упрекнул… Однажды ваш коллега спросил, есть ли у меня профильное образование. Мой ответ «музыкальная школа» разочаровал его. Теперь могу с уверенностью сказать: «Я прошёл хорошую вокальную школу!»