Все новости
Новости
27 Декабря 2018, 16:52

ХОР «MUSICAETERNA» В УФЕ

Одним из самых ожидаемых и обсуждаемых событий XVI Международного фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» стало выступление хора «MusicAeterna» Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Накануне концерта главный хормейстер коллектива Виталий Полонский рассказал о том, что наполняет творческую жизнь музыкантов, о чём они мечтают и как оказались в Уфе.

Одним из самых ожидаемых и обсуждаемых событий XVI Международного фестиваля оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе» стало выступление хора «MusicAeterna» Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Накануне концерта главный хормейстер коллектива Виталий Полонский рассказал о том, что наполняет творческую жизнь музыкантов, о чём они мечтают и как оказались в Уфе.
– Виталий, предлагаю начать разговор с декабря 2015 года, когда вы впервые приехали в Уфу для постановки оперы «Геракл» Генделя. Уже тогда коллектив «MusicAeterna» заявил о себе весьма амбициозно. После «Королевы индейцев» о хоре «MusicAeterna» заговорили как о «пермском чуде», «волшебном хоре», «пермских ангелах». Далее последовали четыре «Золотые Маски» – за спектакль, режиссуру, работу дирижёра и лучшую женскую роль (очень жаль, что не было и нет до сих пор номинации хормейстера в опере). Летом 2015 года хор стал участником престижного оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе и в составе двух международных команд представил спектакли «Альцина» Генделя и «Похищение из сераля» Моцарта. С тех пор прошло три года, и вы вновь в Уфе. Расскажите, что произошло за это время?
– С нами?
– … с вами и вашим коллективом.
– У нас стало появляться всё больше подобных проектов, которые для коллектива являются вехами. Мы встречаемся с новыми дирижёрами и режиссёрами. Среди последних работ – «Жанна на костре» Онеггера в постановке выдающегося режиссёра современности Ромео Кастеллуччи. К сожалению, хор не принимал участия в качестве действующих лиц на сцене. Мы, если можно так выразиться, создавали саундтрек к тому, что происходило на сцене. Но когда созерцаешь работу великих артистов, таких как Одри Бонне, и видишь, как работает сам Ромео Кастеллуччи, то многому учишься. Сложность этой постановки была в том, что нужно было очень быстро перестраиваться с одного характера звучания на другой. Потому что мы исполняли то народ, то заседателей в виде животных, то должны были имитировать звуки природы или создавать эмоциональную атмосферу.
В ряду выдающихся режиссёров, с которыми работал хор, следует назвать также Роберта Уилсона. Его «Травиата» (2016) – ещё одна этапная работа, которая открыла для нас другую эстетику, другую картинку на сцене, другие задачи для артистов.
Что ещё… Мы дважды стали резидентами на Зальцбургском фестивале. В 2017-м случилась очередная, после «Королевы индейцев», встреча с Питером Селларсом в постановке «Милосердия Тита» Моцарта. Для нашего коллектива это важный момент биографии, потому что в самой опере роль хора незначительна. Но режиссёр Питер Селларс и дирижёр Теодор Курентзис, зная возможности хора «MusicAeterna», интегрировали в партитуру несколько музыкальных фрагментов из до-минорной мессы, что усилило роль хора в этой постановке. Тогда же, в 2017-м, хор «MusicAeterna» представлял Россию, исполнив «Реквием» Моцарта в Зальцбурге, что, конечно, не является традицией для Зальцбурга – приглашать русский коллектив, чтобы исполнять музыку Моцарта. Это примерно так же, как если бы Россия пригласила немецкий хор исполнить музыку Рахманинова. А в августе этого года мы исполняли в Зальцбурге Девятую симфонию Бетховена, что также стало этапным событием для нашего коллектива.
Ещё одна площадка, которой мы очень гордимся, это Рур триеннале. Это фестиваль, который проходит в Германии. Он также собирает лучшие силы мира, но ориентирован в большей степени на современную музыку. Мы были приглашены для участия в опере «Альцеста» Глюка (2016), где много хоровых сцен.
Несмотря на такую насыщенную зарубежную программу, мы рады принимать участие во всех постановках, которые идут в Перми. Несколько дней назад состоялась премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева.
В ближайших планах – большой тур по Европе. Мы будем трижды исполнять концертную версию «Травиаты», концертную версию «Аиды», постановку Роберта Уилсона «Травиата» и четыре концерта с циклом «Tristia» («Скорбные элегии») с музыкой современного французского композитора Филиппа Эрсана.
Если говорить о современной музыке в нашем репертуаре, то следует особо выделить «Cantos» Алексея Сюмака. Это сочинение было написано специально для хора «MusicAeterna». Отрадно, что коллектив, который живёт в Перми и представляет Россию зарубежом, а в России представляет Пермский край, сегодня становится тем коллективом, для которого хотят писать музыку современные композиторы. И поскольку художественный руководитель нашего хора Теодор Курентзис ставит перед нами задачу исполнять любую музыку, соответственно нужны артисты, которые могут это делать. Поэтому уже сейчас стоит задача изменения состава коллектива. И я надеюсь, к сезону 2019/2020 коллектив будет в той форме, в которой его представляет себе художественный руководитель. Это 80 высококлассных певцов, способных исполнять любую музыку – от Средневековья до завтрашнего дня.
– Хор «MusicAeterna» поёт в разных стилях, жанрах и на разных языках. Это трудно?
– Очень.
– Как вы решаете эти трудности?
– Наверное, ни для кого не секрет, кто работает с вокальной музыкой в России, что одним из самых сложных языков является французский. Мне очень жаль, что страна, которая говорила на этом языке целый век, за следующий век его потеряла. У нашего коллектива, который состоит из русских артистов, с этим языком поначалу тоже были проблемы. Но сейчас у нас появился личный коуч, который с нами занимается и грамматикой, и произношением. Что касается английского, немецкого и итальянского, то сегодня мы ими тоже в достаточной степени владеем. Но в любом случае при подготовке произведения с нерусским текстом, обязательно приглашается коуч, который с нами занимается. В Европе в любой постановке всегда есть специальный человек, который следит за языком и делает замечания. И если поначалу мы получаем довольно большие письмена с рекомендациями, где и что исправить, то к концу репетиционного процесса мы, как правило, уже не имеем замечаний. И я рад, что ни в одной из рецензий, насколько мне известно, ещё никто не сказал, что у нас проблемы с иностранным языком.
– Мне посчастливилось быть на премьере оперы «Фаэтон» Люлли в марте 2018 года в Перми. Это была постановка известного тандема в мире барочной оперы – дирижёра Венсана Дюместра и режиссёра Бержамена Лазара. В постановочной команде французов Вы единственный были из России. Спектакль получился невероятный!..
– Я уже забыл об этом (смеётся)! Оказывается, столько всего было!
– После российской премьеры «Фаэтон» был поставлен в Королевской опере Версаля. Можно сказать, что и для вас, и для вашего коллектива выступить с оперной «иконой» перед французским зрителем – экзамен. Что вы чувствовали?
– Очень приятно представлять Россию за рубежом. И, должен признаться, если предубеждение «Зальцбург, Моцарт и российские музыканты» мы сломали, то вскоре посягнули ещё и на французскую территорию. Мы благодарны Венсану Дюместру, Бенжамену Лазару и всей команде за уникальную возможность поработать над этим сочинением. Должен сказать, что это вторая за всю историю оперы «Фаэтон» постановка после премьеры в 1683 году. И вот, спустя более чем три века, опера вернулась на сцену Версаля.
Что касается хора «MusicAeterna», то для нас были сложности ещё и другого порядка. В либретто спектакля совмещаются старофранцузский и современный французский языки. Перед началом репетиций мы получили аудио послание от Бенжамена Лазара, который зачитал текст либретто на старофранцузском языке. Но помимо этого мы разобрали весь текст на современном французском языке, чтобы понимать всё происходящее. Для нас это был невероятный опыт.
Важно, что хор «MusicAeterna» – это ансамбль солистов. Каждый артист хора может исполнить сольный фрагмент в опере. Нам очень повезло, что после кастинга четыре наших артиста попали в сольную команду и из восьми персонажей четыре были представлены солистами хора «MusicAeterna».
– Так всё-таки, на ваш взгляд, экзамен в Версале был сдан?
– Я думаю, да. Насколько я помню, там были восторженные отзывы (смеётся). Были замечания касательно сценографии, но относительно музыкального исполнения рецензии были благосклонны.
– Если можно, несколько слов о программе уфимского концерта. Какими принципами вы руководствовались, выбирая те или иные произведения.
– Мы достаточно давно говорили об этом концерте с главным дирижёром уфимского театра Артёмом Макаровым. Можно сказать, что идея концерта возникла сразу после нашего сотрудничества в опере «Геракл» Генделя. Когда я работал с хором Башкирского оперного театра, то часто апеллировал к работе своего коллектива, приводил примеры. И было логично познакомить уфимских музыкантов и публику с творчеством хора «MusicAeterna».
Выбирая программу для уфимского концерта, приходилось учитывать самые разные факторы. С одной стороны, напряжённый график коллектива. За пять дней до уфимского концерта мы пели премьеру оперы «Любовь к трём апельсинам» Сергея Прокофьева, а спустя три дня у нас концерт хора в Перми. Поэтому нужно было выбрать не очень сложную программу. С другой стороны, когда ты приезжаешь впервые, то хочется показать лучшее, что у тебя есть. Поэтому у нас получилась «полистилистическая» программа, которая позволит показать хор в разных ипостасях.
Поскольку мы русский хор и приехали к вам на шаляпинский фестиваль, в нашей программе много русской музыки. Рахманинов, Танеев, Чесноков, а также Шнитке и Свиридов. Мы включили Генри Пёрселла, потому что именно с «Королевы индейцев» началась международная история нашего коллектива, и мы хотели показать, как это звучит вживую. Мы исполним Рождественские мотеты Ф.Пуленка, известные многим по записям на u-tube. Также в нашей уфимской программе будет дебют ещё одного дирижёра Ивана Горина. Это артист хора, который пробует себя в качестве хормейстера, и в Уфе под его руководством прозвучат сочинения современных зарубежных композиторов Эрика Уитакра и Кнута Нюстедта.
Также я включил в программу «Песни любви» Брамса, во-первых, потому, что очень люблю эту музыку, а во-вторых, чтобы показать разные составы солистов. Какие-то песни будет исполнять хор, какие-то дуэты и квартеты солистов, причём всегда в разных комбинациях. Думаю, и артистам полезно поработать сольно, и зрителю услышать разные тембры, познакомится с музыкантами поближе, узнать возможности хора «MusicAeterna».
Хочу сказать, что хор «MusicAeterna» – это лаборатория, где артисты могут заниматься творчеством, создавая внутри коллектива другие объединения. Например, у нас есть квартет девушек «JazzAeterna», два ансамбля, которые занимаются музыкой Ренессанса и раннего Барокко.
– У хора «MusicAeterna» – два руководителя. Художественный руководитель Теодор Курентзис и главный хормейстер Виталий Полонский. Как вы разделяете задачи, или вы их не разделяете?
– Работа с Теодором Курентзисом предполагает полнейшую командность. Теодор Курентзис – наш учитель, наш гуру, наш патрон, но одновременно он друг, коллега, и ты с ним на равных. При этом его яркая творческая индивидуальность не подавляет твою индивидуальность. Он пользуется теми возможностями, которые даёт ему коллектив, и дарит свою энергию, а мы дарим свою. В процессе этого взаимопроникновения и рождается творчество.
Естественно, всю первоначальную работу с коллективом провожу я, как главный хормейстер. Когда к работе подключается Теодор, он, как правило, вносит завершающие штрихи и презентует произведение публике. Поскольку мы работаем вместе давно, то я в каких-то моментах могу предугадывать его музыкальные решения. Вместе с тем Теодор всегда полон идей. Порой тебе кажется, что он бы сделал так, но он может кардинально поменять концепцию, и мы должны быть готовы мобильно перестроиться. Я назначаю в таких случаях дополнительные репетиции. Поэтому могу сказать, что мы не разделяем задачи, мы работаем на художественный результат.
– Пермский хор «MusicAeterna» стал хедлайнером оперных фестивалей в Зальцбурге, Экс-ан-Провансе, Рур триеннале, получил премию «OperaAwards» как лучший хор мира. О чём вы мечтаете сегодня?
– О том, чтобы спеть «Реквием» Верди, «Реквием» Брамса. Встретиться вновь с Фрайбургским барочным оркестром. Увидеть Теодора и начать работу на «Тристией». Встретиться с Филиппом Эрсаном. Вот такие у нас мечты. Мы мечтаем о музыке, о встречах, о любви. Любовь движет творчество, а не награды, это точно. Когда идёшь на свидание к девушке, ты ждёшь её любви и хочешь подарить свою любовь. Так и в творчестве. Для нас любовь это Музыка. А награды это всё сопутствующее, как букет, который даришь на свидании.
p.s. Впрочем практика показывает, что в жизни хора «MusicAeterna» любовь и букеты сбалансированы. После уфимского концерта хор «MusicAeterna» совершил европейское турне, получил рекордное количество номинаций «Золотая Маска» за спектакли «Жанна на костре» и «Фаэтон» (в том числе две номинации за работы солистов хора «MusicAeterna»), а также премию «Casta Diva» в номинации «Событие года» за выступление на Зальцбургском фестивале. А летом 2019-го «пермским ангелам» предстоит вновь вернуться на родину великого Моцарта, чтобы представить взыскательной публике оперу «Идоменей».
Читайте нас: