Визит Президента Сербии Александра Вучича идеально вписался в график военных совещаний, которые Владимир Путин с начала недели проводит в Сочи.
На днях Россия поставила Сербии еще 4 боевых вертолета и приступила к производству заказанных Белградом ЗРК «Панцирь-С»: это оружие, как признался Вучич, он решил купить по личному совету ВВП. В отсутствии компромисса с Косово сербы были бы не против обзавестись также комплексом ПВО С-400, но на такую дорогую штуковину у республики пока нет денег.
Александра Вучича можно смело записывать в так называемый круг друзей и поклонников Владимира Путина. Европейских лидеров в нем пока что всего два — он, а также венгерский премьер Виктор Орбан. Нынешняя встреча с ВВП для сербского президента аж 17-я по счету. Причем в этом году они виделись уже дважды: в январе в Белграде и в конце апреля в Пекине, и каждый раз искренне радовались друг другу. «Вы не сердитесь, но мы больше ценим Путина, чем других ваших лидеров, — признался Вучич журналистам в Сочи. — Если бы Путин правил в 1999 году, нас бы и бомбить никто не стал. Не говоря уже о том, что он спас нас от клейма на лбу, когда СБ ООН хотел обвинить сербов в геноциде».
Неудивительно, что отношения двух стран тоже развиваются ускоренными темпами: подписано соглашение о строительстве центра Росатома, ведется модернизация сербских железных дорог, нитку газопровода от «Турецкого потока» в республику протянули практически за считаные месяцы. В октябре в Сербии впервые прошли совместные военные учения под говорящим названием «Славянский щит», что вряд ли сильно порадовало НАТО. В общем, когда Владимир Путин, поприветствовав гостя, отметил, что российско-сербские связи крепнут и развиваются «весьма позитивно», он точно не покривил душой.
Александр Вучич в знак уважения говорил с Путиным по-русски — и следует признать, что предложения он строил даже грамотнее, чем это делают некоторые российские чиновники. По словам сербского лидера, Белград ценит постоянную поддержку России на международной арене, где на Сербию периодически оказывают давление из-за непримиримой позиции в отношении Косово. «Я не оптимист по поводу достижения компромисса между Белградом и Приштиной», — честно признался он Путину, а на пресс-конференции пояснил: «Албанцы хотят дополнительным давлением вытрясти из нас признание независимости. Но этого не случится никогда».
Разумеется, сближение Белграда и Москвы не нравится не только НАТО, но и Европе, которая прозрачно намекает, что эта дружба вряд ли будет способствовать вступлению Сербии в ЕС. Именно тайные недоброжелатели, как считается, спровоцировали два недавних скандала — шпионский (достоянием общественности стали кадры, запечатлевшие, как зам военного атташе РФ передает сербскому офицеру конверт с деньгами) и украинский (якобы минометные снаряды из Сербии использовались армией Украины в конфликте на Донбассе). По обоим поводам заявления пришлось делать лично Вучичу, и это явно не прибавило ему здоровья: как известно, у сербского лидера хронические проблемы с сердцем — в середине ноября он даже угодил в больницу, но, к счастью, быстро поправился. Перед визитом в Сочи сербская сторона специально подчеркнула, что эти инциденты не будут обсуждаться на переговорах с Путиным и не смогут омрачить отношения двух стран.
И действительно: на пресс-конференции Вучич заверил, что никого дороже и ближе России у сербов сейчас нет. «Никто не сможет у нас отнять наше братство. Я и другим лидерам всегда об этом говорю, когда они спрашивают: «Чего тебе с этой Россией?» А я горд, что такой человек, как Путин, находит для меня время», — подчеркнул сербский президент, добавив, что «никому не позволит вмешиваться в эти отношения».
По его словам, главным и очень важным итогом переговоров стало решение газового вопроса: Россия согласилась увеличить поставки и дала гарантии, что сербы не останутся без топлива, даже если не удастся урегулировать вопрос с транзитом через Украину. «Мне теперь стало спокойнее, и я снова могу улыбаться!» — радостно заявил Вучич. Владимир Путин подтвердил, что Сербия будет обеспечена газом — не через Украину, так через другие страны. 85% труб ответвления от «Турецкого потока», по его словам, уже уложены в траншеи, и осталось построить только перекачивающие станции. Однако российского президента в очередной раз беспокоит странное поведение Болгарии, которая совсем недавно тоже слезно просила подключить ее к трубе. «Болгарская сторона сознательно затягивает реализацию «Турецкого потока» на своей территории. Хочу впервые об этом сказать публично: если болгарское руководство не хочет, мы найдем другие возможности для этого проекта на юге Европы», — предупредил Путин.