Все новости
Новости
17 Июня 2020, 13:13

В Уфе умер художник с мировым именем Сергей Краснов

16 июня, ночью на 72-м году ушёл из жизни народный художник Республики Башкортостан, действительный член Российской академии художеств, лауреат премии ЦК ВЛКСМ, премии Академии художеств СССР и премии Комсомола Башкирии им. Галимова Саляма Сергей Борисович Краснов.

16 июня, ночью на 72-м году ушёл из жизни народный художник Республики Башкортостан, действительный член Российской академии художеств, лауреат премии ЦК ВЛКСМ, премии Академии художеств СССР и премии Комсомола Башкирии им. Галимова Саляма Сергей Борисович Краснов.Выдающийся режиссёр Никита Михалков, с которым Сергея Краснова связывали многие годы дружбы, в своё время написал: «Имя Сергея Краснова не нуждается в пространных комментариях. Любой, самый неискушённый зритель наверняка найдёт в его произведениях созвучное своей душе. Меня как поклонника его таланта привлекают высокий уровень профессионального мастерства и бурная, неуёмная фантазия».С самого начала творческого пути Краснов чувствовал на себе внимание деятелей культуры из дружественных «цехов», особенно со стороны поэтов: Евгения Евтушенко, Ивана Жданова, Бориса Романова, Лидии Григорьевой и других. В нём они видели единомышленника, философа-лирика, жизнелюбивой натуре которого всегда было близко романтическое восприятие жизни, почти гриновская поэтика в стремлении к прекрасному «далёко».Становление творчества Краснова пришлось на так называемые застойные годы. Однако свою родину Краснов сумел увидеть не только в мрачных тонах. Рассеяны по частным собраниям, музеям и культурным фондам его пейзажи-элегии, пейзажи-оды. Остались в памяти их красивые, как осколки рифм, названия: «Ветер с моря», «Август», «С севера на север», «В стране осенних трав», «Архангельское», «Через мирные поля»…Краснов — дитя города, ранние его работы пронизаны поэтизацией городского быта, он увлечён конструктивным сочетанием промышленных зданий, заводских агрегатов и взметнувшихся в небо корпусов жилых домов. Мотив «нездешности», «самостийности» обыденных, казалось бы, вещей получит дальнейшее развитие в работах 1980-х годов, когда Краснов вплотную подойдёт к выявлению «ирреального в реальном».Уже в первых его полотнах явственно проступает черта, отражающая направленность личности художника — стремление к панорамному охвату действительности, неприятие любых ограничений в пространстве и во времени. Отсюда использование пространственного ритма крупномасштабных планов («Мир покоя», «Август» и другие картины 1975–1988 годов). Здесь не люди, а пространство природы становится главным героем картин. Оно развивается вдаль, в глубину, и крошечные фигурки людей теряются среди деревьев на величественных просторах земли. Этой экстраверсией объясняются и транснациональная направленность работ Краснова, его открытость Западу и Востоку, прошлому и будущему, страсть к далёким путешествиям.За десятилетия своей творческой деятельности Краснов зарекомендовал себя как основоположник нового для башкирского искусства направления — интеллектуального. Об этом свидетельствуют и активность авторской позиции, и монументальность, многомерность образов, и острый интерес общественной мысли к поднимаемой художником проблеме личности в истории. Ещё одно слагаемое живописной системы Краснова — использование и переосмысление общечеловеческих, выработанных мировой культурой символов и образов. Судьба живого, его бесценность, его тайна, его уникальность, трагическая обыденность перехода живого в неживое, философия их сосуществования — вот круг тем Сергея Краснова в последние двадцать пять лет. Его экологическая серия — не только знамение времени, но и логическое развитие миропонимания художника: «Вольер», «День воды», «Атомный город», «Сфинкс», «Ода взлетевшему острову», «Тревожный сон рыбы»…Действительно, картины-импровизации художника посвящены актуальнейшим проблемам современности. Они представляются уникальным фондом памяти и памятников человеческому разуму и… человеческому безумию. Среди них — «Азбука геноцида (1987–1988) — триптих о расцвете и распаде глобальной утопии «общества всеобщего благоденствия».Излюбленный жанр Краснова — пейзаж. Пейзажи Краснова — это вид из иллюминатора самолета (а иногда и космического корабля). Ещё точнее — это аэропортреты земли периода космической эры. Художник первым привнёс в земную мелодию выставок окрыляющее ощущение свободного полёта. Особенно выделяется «Взлётная полоса», вызывающая почти полную иллюзию преодоления земного притяжения. Серия красновских аэроландшафтов — значительный вклад в это новое направление живописи. Она включает такие известные, тиражированные в альбомах и открытках работы, как «Путешествие», «Дороги, ведущие нас», «Пейзаж» (К вопросу об НЛО)», и, конечно, популярнейшее полотно «Ода взлетевшему острову». Репродукцию «Дорог» в «Огоньке» увидели учёные-астрономы и пригласили Краснова на натуру — в станицу Зеленчукскую, где он и написал картину «Дорога к Ратану – 600».Природа, в отличие от нас, хранит память о своём родстве с человеком, вот почему природа в красновских работах не просто одухотворена — духовность присуща ей изначально. Отсюда берёт начало тема родства всех форм жизни — от кристалла, камня до человека. Широко варьируется в живописи Краснова мотив оживления скал, камней, ландшафтов, архетипически восходящий к мифам о сотворении вселенной из частей первочеловека.Эту же тему развивают и многочисленные натюрморты — с сухими цветами, перцами, рыбой и т.п., вырванными из привычного жизненного пространства и утратившими связь с миром растущей, «вечно зелёной» природы («Перец», «Сухие цветы с грушей», «Сухие цветы», « Тайная жизнь полевых цветов», 1983–1991). Эти высохшие (в прямом и метафорическом смысле) предметы молчаливо свидетельствуют о всё уничтожающем беге времени. Ваза или полиэтиленовый мешок играют роль клетки, и растения, помещённые в них, осмысливаются как «вещи в себе» они хранят, подобно пленённым животным, память о прошлом и живут своей тайной жизнью. Отсюда шаг до метафизических композиций, где предметы разных эпох освещаются светом иного мира, проступающим из «трещин», разрывов во времени.«Боги и идолы», «Сны Евы», «Силуэты исчезающего мира» — серии работ, над которыми художник трудился в последние годы. Эти произведения посвящены совмещению древних культур с цивилизацией. В них он словно стремился высказаться как можно более полно. Полнота высказывания при этом оказывалась тождественной более высокой степени художественности. Сергей Краснов — один из тех живописцев, которые усердствуют, чтобы было показано то, что может быть сказано, и то, что не может. Он искал и находил тонкие места, в которых цвет и свет сильнее слова и звука.В 2018 году, к 70-летию Сергея Борисовича Краснова, в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова, в собрании которого хранится самая крупная коллекция его произведений, экспонировалась его юбилейная выставка. В том же году эта же выставка экспонировалась в выставочном зале «Ижад» музея в Уфе. Выставочные экспозиции представили произведения разных лет, которые открывали особенности художественной концепции и творческого метода мастера. Мастера, без которого трудно представить современное искусство России.
Вот как вспоминает об этом Ирина Зиновьева, искусствовед ЦСИ "Облака":
"Можно уточнить, что Сергей Краснов – основоположник научно-фантастического направления в искусстве республики. Его произведениями активно интересуются ученые. Он размышляет о судьбе планеты, связывает прошлое с настоящим и будущим, живет вне времени в своем непостижимом мире: возводит нереальные замки, наделяет душой природу, у него летают острова с вырванными из земли корнями, парят в пространстве неведомые города, полыхают небесные тела в Космосе, из созвездий выпархивают невероятной красоты бабочки. Он перерабатывает мифологию, вкладывая в нее свое видение, предсказывает грядущие катаклизмы на Земле, за что давно снискал себе славу художника-провидца. Например, вскоре после того, как он написал картину "Атомный город", случилась страшная авария в Чернобыле, после его "Идолов на Гудзоне", где изображены белые линии, перечеркивающие знаменитые башни, произошла трагедия в Америке, когда самолеты врезались в небоскребы. Его размышления на тему Вселенной, взаимоотношения человека и природы, фантастические видения отражаются в загадочных, невероятно красивых пейзажах и натюрмортах..."
Помню, как лет восемь назад Сергей Краснов совершенно неожиданно для меня согласился принять участие в литературном конкурсе "Молодежной газеты" "Премьера", где в мастерстве журналистики соревновалась интеллектуальная элита Уфы - артисты, режиссеры, представители бизнеса и политики.
Он единственный приносил прямо в редакцию рукописные тексты, чертыхаясь, что не дружит с компьютером. И очень нас выручал лаконичностью сдаваемых материалов. На конкурсные материалы мне было выделено только две газетные полосы. Другие пять участников зачастую превышали лимит печатных знаков, сокращать было жаль, и нас спасали небольшие заметки Сергея Борисовича, любившего повторять: "Краткость - сестра таланта!" И это было действительно так! Тематические задания рубрик "История одной фотографии", "Ветер странствий", "Профессиональная байка" Краснов раскрывал емко, ярко и весело. Причем он не кичился своими многочисленными регалиями и званиями, много шутил и балагурил, был чрезвычайно прост и приятен в общении.
На церемонии награждения в пейнтбольном клубе Victory Сергей Краснов не стал сражаться на поле боя с другими конкурсантами, с юмором заметив: "Вы там выясняйте до конца победителя, а я буду созерцать... Ну и выпью за ваше здоровье!"
Заслуженный художник РФ и РБ, директор Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова Айрат Терегулов:
- Художественный мир Башкортостана понес тяжелую утрату. От нас ушел народный художник РБ Сергей Краснов... Совсем недавно, около двух лет назад, мы организовали и провели две выставки, посвященные семидесятилетию мэтра. Одна из них прошла в сентябре в главном здании музея, а вторая прошла чуть позже в нашем филиале - "Ижаде", который находится в северной части города.
Сергей Краснов был моим давним другом, с которым мы дружили семьями с восьмидесятых годов, уже почти сорок лет. Очень тяжело, когда уходят ТАКИЕ люди...
Читайте нас: