Школы искусств, которые очень важны для полноценного развития детских талантов, и их проблемы. В чем разница между кружками и так называемым золотым стандартом в этих школах? Об этом президент говорил на встрече с министром культуры в Кремле. Шла также речь о сохранении объектов культурного наследия регионов и как правильно восстановить, например, легендарный монумент «Родина-Мать зовет!» О новых правилах реставрации тоже говорили подробно Владимир Путин и Ольга Любимова.
Будь это балет, игра на музыкальном инструменте или живопись 10 тысяч часов практики в течение 10 лет. Именно столько, по мнению ученых, нужно, чтобы стать гуру в своем деле. Победитель Евровидения для молодых музыкантов пианист Иван Бессонов на полпути. Пять лет в музыкальной школе.
«За роялем проводишь около шести часов; иногда, если нужно заниматься много и успеть много сделать, и восемь, и девять часов. Иногда приходилось тут чуть ли не жить», — рассказывает победитель международного конкурса молодых музыкантов Eurovision Young Musicians 2018 Иван Бессонов.
Именно поэтому, когда в профессиональных школах искусств, где дети занимаются почти каждый день годами, ввели систему краткосрочных бесплатных курсов, что-то типа ознакомительных кружков — занятия час в неделю, директора забили тревогу.
«Эта программа рассчитана на краткосрочное изучение предмета, она рассчитана на детей, которые хотят просто ознакомиться. Школе не очень интересны такие программы мы ориентированы на профессиональное обучение детей», — отмечает директор Детской школы искусств города Видное Лариса Похвалиева.
Школы искусств под правила дополнительных занятий подстраиваться не должны. Об этом музыканты, танцоры, композиторы просили президента еще в октябре. Именно с этой темы Владимир Путин начал свою встречу с министром культуры страны.
«У нас на Совете по культуре, как Вы помните, некоторые коллеги поднимали вопросы, связанные с отечественным музыкальным образованием, и о проблемах в школах искусств, детских школах искусств. Я уже несколько раз говорил о том, что их не нужно превращать в кружки при домах пионеров, как это было в советское время. Все-таки и в советское же время были созданы и музыкальные школы, и школы искусств, там все-таки немножко другой уровень и цели другие у них, и уровень подготовки преподавателей совсем другой», — отметил глава государства.
«Действительно, этот сертификат, который создан в Министерстве просвещения, — это очень хорошее, доброе начинание для кружков. Для детских школ искусств он абсолютно не подходит. Это наш «золотой стандарт», и, конечно, отходить от него мы не будем. Приказом вынесли детские школы искусств из работы этой программы», — сообщила министр культуры.
Вторая тема доклада министра культуры — реконструкция объектов культурного наследия. Сложно представить: на поверхности памятника было 11 километров трещин. Из 117 тросов 99 — проржавели. В 1965 году торопились, монумент «Родина-Мать зовет!» в Волгограде сдавали впопыхах. Поэтому сегодняшняя реставрация сложная и редкая для такого масштабного памятника. В планах привести в порядок и Александро-Невскую Лавру.
«Мы уходим в глубокую реставрацию, очень сложный объект. Тем не менее, конечно, лавра должна сиять», — сказала министр.
«Там еще на территории лавры есть некоторые объекты, которые надо бы вернуть», — напомнил президент.
«Мы говорили со Святейшим патриархом, мы также прорабатываем эту историю, потому что, конечно же, время проходит, и объект надо будет приводить в порядок», — сказала Ольга Любимова.
Усадьбы, музеи-заповедники, жилые дома конца XVIII века реконструировали в Туле. Город вышел на третье место по количеству музеев.
«Теперь говорят, что главная проблема тех туристов, которые семьями будут приезжать в Тулу, — выходных больше не хватит: за субботу-воскресенье обойти невозможно», — заметила глава Минкульта.
Самое хрупкое историко-культурное наследие — деревянные храмы, часовни, колокольни. 7,5 тысяч объектов, и больше половины можем потерять.
«Сколько им лет сейчас, этим объектам, памятникам? Это деревянное зодчество?» — спросил Владимир Путин.
«Храмы и XVI века, и XIV века есть. Это деревянное зодчество, и у нас сейчас в Кижах заканчивается реставрация очень сложная. И уже на этих объектах растут новые мастера», — пояснила Ольга Любимова.
Несмотря на COVID-19, продолжали помогать волонтеры культуры. Студенты или просто неравнодушные люди приезжали на субботники. Помогали консервировать памятники. Наблюдали за мастерством реставраторов. Которые теперь, кстати, без лицензии к работам допускаться не будут.
«Любые три ошибки — нужно отбирать лицензию, в противном случае мы знаем, какое количество объектов приходится переделывать, и мы не имеем на это права, сейчас на это нет ни времени, ни средств, мы теряем объекты таким образом», — пояснила Ольга Любимова.
Совершенно новая программа — защита театральных проектов по русской классике. Соревноваться могут федеральные, региональные и даже детские театры. Важное направление — дома культуры. Для маленьких деревнь это, по сути, места, где взрослые и дети могли бы проводить выходные.
Сейчас дома культуры строят даже там, где живет не больше двух тысяч человек. На их базе будут открывать творческие студии, чтобы поддерживать таланты даже в самых отдаленных уголках страны.