Американский суд отказал правительству Турции в репатриации 5000-летней мраморной статуэтки «Звездочёт Гуэннола», проданной на торгах Christie’s в 2017 году за $14,4 млн. Федеральный судья Нью-Йорка счел, что у турецкой стороны недостаточно доказательств нелегального вывоза статуэтки с территории Турции после 1906 года (в этом году в Османской империи был принят закон, запрещающий несанкционированный вывоз культурных ценностей из страны).
Вызвавшая судебное разбирательство небольшая мраморная скульптура, датируемая 3000–2200 гг. до н. э., относится к группе ритуальных статуэток «звездочётов», названных так по запрокинутой к небу голове. Все подобные фигурки (в мире их насчитывают около 15) предположительно происходят с территории современной провинции Маниса в западной Турции. Статуэтка «Звездочёт Гуэннола» находится на территории США как минимум с начала 1960-х: первым известным ее владельцем был арт-дилер Дж.Дж. Клейман, который продал артефакт теннисисту Аластеру Бредли Мартину. В 1993 году статуэтку у Мартина перекупил за $1,5 млн менеджер хедж-фондов и коллекционер Майкл Стейнхардт. В 2017 году он продал «Звездочёта Гуэннола» на торгах Christie’s за $14,4 млн. Однако тогда же Турция заявила о своих правах на артефакт, что сорвало в итоге сделку: покупатель отказался выкупить лот, и «Звездочёта» на несколько лет разбирательств поместили в хранилище Christie’s.
У турецкой стороны единственным аргументом в пользу версии о нелегальном попадании артефакта в США стали мемуары бывшего директора Метрополитен-музея («Звездочёт Гуэннола» долгое время был у этого музея в аренде), в которых он называл антиквара Дж.Дж. Клеймана «дилером-контрабандистом». Однако судья не счел это высказывание достаточным, чтобы заключить, что фигурка была вывезена с территории Турции именно Клейманом и после 1906 года. К тому же, по словам судьи, за все годы экспонирования в Метрополитен-музее и выхода многочисленных публикаций (в том числе при поддержке Министерства культуры Турции) турецкие власти ни разу не заявили о своих правах на артефакт — они «спали на своих правах». Отсутствие претензий дало нынешнему владельцу Стейнхардту право предполагать, что он владеет «Звездочётом Гуэннола» совершенно законно.